Мода как философия давно вышла за пределы подиумов и захватила разные сферы жизни, в том числе квадратные метры. Нынче впечатлить гостей можно не только диванами из кожи мамонта, но и дизайном всего жилого пространства. Зачем покупать квартиры с отделкой?
Жилье с готовой отделкой долгое время не могло получить российскую прописку. Сограждане, особенно те, кто проживает в столице, сражаются за любую жилплощадь — продуманная география квартиры и профессионально сделанный ремонт до недавнего времени считались роскошью.
Но время не стоит на месте: поездив по миру, оценив, как живут люди в Европе, и одолев не один ремонт, многие россияне пришли к выводу, что жилье с отделкой — это не просто приятная, но необходимая опция при покупке жилья.
— Клиенты ценят, что мы сдаем полностью готовое жилье, — рассказывает Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации «Баркли». — Мы стараемся идти в ногу с мировыми практиками. В большинстве стран продажа жилья с отделкой — норма. Причем это относится не только к элитным квартирам: так, в Западной Европе под ключ сдается 90% домов. А в некоторых странах, например в Чехии, эта норма закреплена законодательно.
Добро пожаловать на стадион!
Безусловно, жилье с отделкой не подразумевает обязательное наличие гардин на окнах и вообще полное «обмундирование». Во фразе об отделке из рекламного проспекта всегда кроется интрига: о чем именно идет речь? Напротив, когда потенциальному клиенту сообщают, что он приобретает квартиру свободной планировки, можно сказать наверняка: вы покупаете пространство без внутренних стен и, разумеется, без ремонта. Разве что иногда предполагается черновая отделка пола, несущих стен и потолка.
Есть и другой вариант — конструктор из разряда «очумелые ручки», так называемая трассировка: внутренних стен как таковых нет — они лишь обозначены линиями. В этом случае, по сути, решается только проблема с документацией, а квартира напоминает пустой стадион.
Следующий тип предложений — это когда у квартиры есть стены и фрагментарная чистовая отделка. Такой вариант подходит для покупателей, которые не горят желанием заниматься строительными работами, а хотят получить основу и самостоятельно довести ремонт до ума.
— Покупателей, желающих приобрести квартиру с отделкой, становится все больше, — говорит Директор Департамента Недвижимости Концерна «КРОСТ» Марина Резвова. — Причем это относится как к тем, кто покупает в целях инвестирования, так и к желающим улучшить жилищные условия. Логика проста: минимизировать собственные вложения и получить готовый продукт. Ремонт от застройщика обойдется дешевле, чем аналогичные работы, выполненные самостоятельно. При покупке нужно учитывать три фактора. Первый — это сумма, на которую увеличится стоимость дома или квартиры. Второй — качество и варианты предложенной отделки. Третий — сроки сдачи готового жилья. Покупатель должен получить продукт в разумные сроки.
— Большинство девелоперов не будут брать на себя дополнительные обязательства и нести временные и финансовые затраты на этапе отделки, — продолжает Екатерина Фонарева. — Поэтому подавляющее число квартир продается в виде бетонных коробок. При этом доля покупателей, желающих приобрести квартиру с отделкой, растет. Согласно нашим опросам, за последние шесть лет она увеличилась с 30 до 70%. Таким образом, продажа полностью готового качественного жилья становится новым трендом на российском рынке недвижимости.
Назвать квартиру полноценным объектом с отделкой можно только в том случае, если есть чистовой ремонт: оштукатуренные стены, готовый пол, отопление, электричество и другие коммуникации, установленная сантехника. В принципе, получив ключи от такой квартиры, в нее можно сразу же въехать. Но для комфортного проживания все-таки необходима и мебель, расставленная таким образом, чтобы вам было действительно удобно. Эти хлопоты большинство покупателей берут на себя, полагаясь на собственную интуицию и возможности кошелька. Однако и этот вопрос в последние годы решается не столь однозначно.
Дизайнер к вашим услугам
Зачастую сделать так, чтобы предметы интерьера гармонировали друг с другом и при этом все находилось на своих местах, не так легко, как кажется. Именно поэтому еще в начале девяностых становится популярна профессия дизайнера интерьеров. Ее представители с ностальгией вспоминают времена, когда в России появились итальянские кухни, кожаные диваны и декоративная штукатурка.
— Рынок заставляет предлагать все новые услуги и опции, к числу которых относится и отделка, — комментирует Марина Резвова. — И на нынешнем этапе развития рынка это конкурентное преимущество. Растет число предложений, включающих эту услугу в качестве дополнительной возможности. Покупательские предпочтения разнятся, но застройщик предлагает несколько видов отделки и охватывает таким образом большую часть аудитории. Например, в нашем комплексе «Wellton Park Новая Сходня» клиент выбирал из трех вариантов отделки: классика, минимализм, модерн. Цветовые решения и материалы тоже были разные. Следующий шаг — квартиры не только с отделкой, но и с сантехникой и кухней.
— Забавно, что первыми «консультантами», которые помогали хозяевам собирать мебель на конкретном пространстве, стали прорабы. Они же по просьбе владельцев жилья занимались и поисками специалистов по интерьерам, — вспоминает декоратор телепроекта «Квартирный вопрос» и глава собственного дизайнерского бюро Диана Балашова. — Кстати, последствия этой практики до сих пор нам аукаются. Например, в России услуги дизайнера интерьера до сих пор оплачиваются исходя из площади жилья. Нигде в мире такого больше нет, ведь метраж не имеет никакого отношения к трудозатратам и сложности решения задачи!
Интересно проследить, как менялись эстетические предпочтения россиян. Поначалу все желали иметь дома галогеновые лампы и чтобы зонирование решалось с помощью подиумов — как в турецких отелях, которые массово стали посещать наши соотечественники. Финансовые возможности расширялись, а вместе с ними и география путешествий, менялись вкусы и запросы, связанные с обустройством жилья.
— Повлиял и кризис, — считает Диана Балашова. — Людям стало стыдно обтягивать мебель кожей животных и делать кровать из реликтового дерева, поднятого со дня озера. Мы поняли, что ценность в другом. В свободе. От общественного мнения, чужих вкусов, стереотипов. Если кто-то скажет, что обои пестроваты, но вам они нравятся — какая разница! Важно, чтобы интерьер рассказывал о людях, живущих в этом доме. Богатство — это наши впечатления и опыт, а не золото и платина, которые счастья не приносят. Мебель, собранная со всего света, фотографии друзей, детали, раскрывающие твою личность, — вот что интересно!
Многие дизайнеры интерьеров противопоставляют процесс отделки квартир моделированию одежды. Основатель всемирно известной архитектурно-дизайнерской студии Yoo Джон Хитчкокс напоминает, что дом — это не модное платье, которое вскоре поменяют на новое. Дом должен быть вне времени.
— Ремонт — это удовольствие, — говорит Диана Балашова. — Покупка всевозможных вещей для дома приносит столько радости, что даже мысль о приобретении новых туфель теряет былую привлекательность. Для женщин, которые часто меняют отделку, делают дома перестановки, это еще и хорошая возможность реализовать свой творческий потенциал. Но совсем другая история, когда речь идет о больших пространствах, — тогда, конечно, лучше обратиться к специалисту.
Ищите женщину
Трендом на рынке недвижимости Москвы стало привлечение звезд мировой величины для оформления интерьеров в новостройках. По данным «Метриум», дизайн от западных знаменитостей предлагают исключительно в элитных жилых комплексах, что, конечно, неудивительно. Услуги мэтров стоят дорого, поэтому осилить их могут только высокобюджетные проекты.
Самый дорогой пример такого предложения — расположенный по соседству с Зачатьевским монастырем комплекс Barkli Virgin House со стоимостью квадратного метра в 34,6 тыс. долларов. Интерьеры квартир и общественных зон разработала известный британский дизайнер Келли Хоппен (ее клиентами в разное время были британская королевская семья, Дэвид и Виктория Бекхэмы, Дональд Трамп, Элтон Джон, Хиллари Клинтон и другие звезды политики, коммерции и шоу-бизнеса). Покупателям предлагалось выбрать одну из нескольких концепций эксклюзивных интерьеров — например, винтажную тему или урбанистический мотив.
— Интерьеры квартир и лобби, оформленные звездами мирового дизайна, в Москве пока редкость, их можно пересчитать по пальцам, — говорит генеральный директор «Метриум» Мария Литинецкая. — Эти проекты предполагают разработку несколько вариантов в разных стилях — от двух до четырех, практически на любой вкус. Впрочем, такой подход нельзя назвать новым, его широко применяют и российские дизайнеры. Секрет успеха мэтров — в идеальном качестве и новизне предлагаемых решений. Кроме того, они, как правило, используют в отделке ультрасовременные технологические разработки.
Так, интерьеры дома Turandot Residences на Старом Арбате разработала Джейд Джаггер, дизайнер ювелирных украшений, интерьеров класса люкс и дочь солиста группы The Rolling Stones. За оформление квартир, пентхаусов и общественных зон жилого комплекса в Хамовниках Knightsbridge Private Park отвечает Дэвид Линли — культовый британский дизайнер, основатель дизайн-бюро LINLEY и ни много ни мало племянник английской королевы. Знаменитый промышленный дизайнер Филипп Старк создает интерьеры для будущих жильцов Barkli Park на улице Советской Армии, а гений современного классицизма Роберт Стерн руководит проектом Barkli Residence в Донском районе Москвы.
— Имя всемирно известного дизайнера, упомянутое в «титрах» проектной документации, действует на покупателей как магнит и позволяет быстрее реализовать имеющиеся площади. Даже несмотря на то, что привлечение звезды такого масштаба повышает стоимость квадратного метра как минимум на 20%, — продолжает Мария Литинецкая. — Приглашая мэтра, девелопер убивает двух зайцев: квартиры сдаются с отделкой, и, значит, покупателю не приходится тратить время и деньги на ремонт, а известное имя — своего рода гарант качества работ, априори обеспечивающий доверие.
Доверие — это, пожалуй, самый важный фактор при выборе дизайнера, который должен воплотить в жизнь ваши мечты. И высокий профессионализм зачастую заключается не в потакании пожеланиям заказчика, а в умении четко увидеть стержень — основу задачи — и «нанизать» на него понравившиеся клиенту решения. Только таким образом в квартире с дизайном от мировой звезды получится обустроить очаг, без которого, как известно, не бывает настоящего дома. И раз уж мы сравнивали жилье с одеждой, то как не вспомнить слова Коко Шанель: «В платье ищите женщину. Если нет женщины, то нет и платья».