Так сложилось, что высотное строительство — начиная с древности, если вспомнить, к примеру, древнеегипетские пирамиды или готические соборы,— всегда было способом демонстрации власти, экономической мощи и развитости государства. Неслучайно главной кузницей небоскребов в ХХ веке стали именно США. А ныне борьба за первенство происходит между городами Востока и Азии. Москва в этом рейтинге пытается найти свое особое место.
Выше, дальше, больше
В отличие от традиционного здания, ключевым параметром небоскреба была и остается высотность. Начиная с самого первого каждый последующий небоскреб старался быть выше предыдущего. Почти как в спорте: не важно, как ты выглядишь, главное - всех перепрыгнуть. Это-то в конечном счете и предопределило внешний облик большинства высоток. «В небоскребах трудно изобрести что-то интереснее запредельной высотности. И перед архитекторами стоит задача привлечь самых опытных конструкторов, способных воплотить в жизнь «заоблачные» проекты»,- замечает Дарья Сибирякова, главный архитектор Capital Group. Являясь произведением скорее инженерно-строительной, нежели архитектурной, мысли, всего за столетие небоскребы смогли преодолеть высоту в 300 этажей.
«Однако в части конструкций и фасадных решений никаких инновационных рывков за последние полвека не произошло,- говорит Филипп Никандров, главный архитектор проекта «Лахта центр».- Улучшение качеств и свойств железобетона, металлокаркаса, фасадных панелей и остекления, совершенствование строительных технологий, систем вертикального транспорта и инженерного оборудования происходит достаточно медленно, в силу чего мы до сих пор восхищаемся рекордом возведения башни Эмпайр Стейт, построенной менее чем за 14 месяцев - такого еще никто не повторил даже на небоскребах вдвое меньшей высоты». Основы проектирования небоскребов были заложены в первой половине ХХ века и с тех пор мало изменились.
За последние десятилетия скачок произошел в области технологий автоматизированного проектирования. «Сейчас в этом процессе активно задействуются программы трехмерного проектирования. С помощью новых технологий здание даже со сложной архитектурной формой, например в виде спирали, можно легко и быстро спроектировать. Если раньше, когда расчеты велись вручную либо с компьютеров, но при помощи элементарных программ, срок проектирования таких зданий составлял бы десять лет, то сегодня новые инструменты проектирования позволяют решать эту задачу максимум за полгода-год»,- объясняет соучредитель, главный архитектор UNK project Юлий Борисов.
Таким образом, за последнее десятилетие в мире появилось много футуристичных небоскребов, где вместо привычного статического образа, воспевающего гимн силе всемирного тяготения, появились самые разнообразные динамичные формы, символизирующие собой движение, порыв, энергию, время, процесс... «Это самые разнообразные башни: падающие, изогнутые, спиралеобразные, арочные, трансформирующиеся из одной формы в другую... Теперь высотное здание можно вписывать в скульптуру или создавать скульптуру из здания: художественные возможности архитектора теперь могут быть ограничены только бюджетом»,- утверждает Филипп Никандров.
К примеру, в Китае модными становятся ломаные небоскребы, в ОАЭ планируют возвести вращающийся небоскреб. По идее автора архитектора Дэвида Фишера находящиеся в постоянной динамике башни - отдельные этажи будут поворачиваться вокруг основы на 360 градусов каждые полтора часа - будут максимально использовать энергию солнца и ветра.
Среди еще одних новшеств и фишек последнего времени - эконебоскребы. «Стремление к максимальному самообеспечению электроэнергией, многоступенчатые системы сбора и очистки дождевой воды, очистка воздуха на входе и на выходе из здания, вертикальные сады, которые даже на верхних этажах обеспечат комфорт проживания, сравнимый с жизнью рядом с парком или вообще за городом,- вот далеко не полный список креатива, часть которого уже успешно воплощена в жизнь»,- комментирует коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов.
Еще одним трендом является многофункциональность высотных зданий. Все больше застройщики и архитекторы пытаются создать внутри небоскреба полноценную самодостаточную среду, необходимую для комфортной работы и проживания, по принципу города в городе. «Яркий пример - это башня Burj Khalifa в Дубае. В ней есть отель, офисы, торговые центры, квартиры, спортивные объекты, собственные рекреационные зоны (бульвары, парки) и даже искусственное озеро с музыкальным фонтаном. Фактически в Burj Khalifa можно жить не выходя в город»,- говорит генеральный директор компании «Метриум» Мария Литинецкая.
Классика и хай-текл
Впервые заявлять свои права на высотное строительство Россия начала с приходом советской власти - в 1930-х годах проектом грандиозного здания-постамента Дворца Советов, которое должно было стать апогеем всего высотного строительства СССР. Планам этим помешала война, и фактически первыми небоскребами в Москве и в России вообще стали знаменитые сталинские высотки, запланированные еще в 1930-е как окружение Дворца Советов. Первоначально их должно было быть восемь - еще одна на месте теперь уже бывшей гостиницы «Россия» в Зарядье, но из-за близости к воде строить ее побоялись. По легенде облик первых высоток был навеян манхэттеновскими небоскребами начала века, в частности зданием Municipal Building, к которым у нас добавили элегантные шпили. Еще одним взлетом советских строителей стало строительство Останкинской телебашни - на момент открытия самого высокого сооружения на планете, после которого практика высотного строительства у нас прервалась вплоть до ХХI века.
Новый грандиозный проект по строительству ММДЦ «Москва-Сити» вновь вернул российскую столицу в высотную гонку и поставил своей целью если не перегнать, то, как минимум, догнать мировые мегаполисы, давно обзаведшиеся высотными деловыми центрами. Идея «Москва-Сити», задуманная еще в 1992 году архитектором Борисом Тхором, изначально подразумевала под собой конусообразную конструкцию с центральным ядром из самого высокого небоскреба, от которого другие расходятся по принципу «чем дальше - тем ниже». По последнему проекту шпилем всей композиции должна была стать башня «Россия» Нормана Фостера, самое высокое здание в Европе - 612 м. Однако из-за кризиса проект был отменен. Не достроена пока и вторая по высоте башня в «Сити» - «Восток» небоскреба «Федерация», уже получившая за это звание самого высокого и дорогого долгостроя столицы. Вместе со шпилем потенциально самая высокая башня в Европе должна составить 509 м. Однако если из-за сложностей строительства ее будет решено «укоротить», Москва рискует уступить первое место Санкт-Петербургу с реализуемым ныне проектом башни «Лахта Центр» высотой 465 м.
С точки зрения архитектуры, по мнению большинства участников рынка, в «Сити» выделяются два наиболее ярких проекта - «Город столиц», изначально спроектированный голландцем Эриком ванн Эгераатом, но впоследствии подвергшийся значительным изменениями, и закрученная вокруг своей оси башня «Эволюция» английского архитектурного бюро RMJM. Сегодня в «Москва-Сити» в разной степени готовности находится порядка 20 небоскребов.
По большому счету строительство «Сити» близится к финалу, и если все заявленные сроки будут соблюдены, то последний комплекс «IQ-квартал» будет сдан в первом квартале 2015 года. «Сити» - единственная пока в России комплексная высотная застройка, но не единственная в плане высотности. Всего в городе насчитывается 11 зданий, превышающих 200-метровую отметку, 29 - превышающих 150 м и более сотни - свыше 100 м.
Один из самых интересных московских небоскребов за пределами «Сити» - «Дом на Мосфильмовской» архитектора Сергея Скуратова. Для большинства он известен своей историей, когда из-за превышения высотности московские власти решили срезать несколько последних этажей башни. Возможно ли это технически, к счастью, узнать не удалось: Юрий Лужков вскоре был отстранен от должности, и здание сохранило первоначальную этажность. По сути, одиноко стоящий на фоне панорамы Воробьевых гор гигант - единственный реализованный столичный небоскреб, спроектированный российским архитектором. В иной, классической архитектурной традиции построена башня «Триумф-Палас». Практически копируя узнаваемый архитектурный облик сталинских высоток, это здание тем не менее является самым высоким жилым домом в Европе.
Яблоко от яблони
В силу специфичности архитектуры московские башни, как и все остальные небоскребы, не имеют выраженной национальной идентичности. «Модные формы, прогрессивные направления, безусловно, тиражируются, и нередко в башнях-небоскребах прослеживаются схожие черты»,- замечает архитектор Дарья Сибирякова.
Явные параллели в московской практике можно провести практически со всеми небоскребами. «Так, например, архитектура башни «Эволюция» ММДЦ «Москва-Сити» напоминает сразу несколько объектов: шведский небоскреб Turning Torso, небоскреб Infinity Tower в Дубае, башни Mode Gakuen Spiral в Японии, так или иначе обыгрывающие тему спирали,- комментирует Григорий Алтухов из ФСК «Лидер».- В основе архитектуры комплекса Imperia Tower того же «Сити» лежит овал. Именно эту геометрическую фигуру напоминает контур знаменитого небоскреба Мэри-Экс в Лондоне или проект пока не реализованного овального небоскреба в Дубае».
«Все архитектурные бюро, работающие в высотном строительстве, создают проекты примерно в одном стиле. Поэтому неудивительно, что в разных странах одновременно появляются похожие друг на друга проекты - все они отвечают общемировым тенденциям в архитектуре»,- считает архитектор Юлий Борисов. Так, «Дом на Мосфильмовской», по его мнению, больше напоминает голландскую архитектуру, нежели российскую. А небоскребы в «Москва-Сити» мало чем отличаются от большинства других высотных кварталов мира. По мнению ????»Галс», в сравнении с зарубежными аналогами «Москва-Сити» больше всего напоминает парижский La Defense или лондонский Canary Wharf. Только с более сложной историей.
Что неудивительно. Авторы практически всех небоскребов в «Москва-Сити» - иностранцы. «Высотки в ММДЦ были спроектированы давно, когда была мода на западных архитекторов,- говорит архитектор Юлий Борисов.- При этом и громкие имена свойственны по большому счету только «Сити».
Спрос на высоту
С точки зрения недвижимости жилье, расположенное на заоблачных высотах и имеющее потрясающие видовые характеристики, всегда будет считаться имиджевой покупкой, поэтому будет пользоваться особым спросом среди состоятельных покупателей. По словам коммерческого директора ГК ГРАС Евгения Шевченко, жилье в небоскребах в среднем примерно на 20% дороже аналогичного в традиционном здании. А в связи с запретом на их строительство «заоблачные» квартиры будут только дорожать.
Как правило, жилье в современных высотках относится к категории элитной недвижимости, реже - к бизнес-классу. По данным Григория Алтухова, стоимость жилых апартаментов в «Сити» начинается от 280 тыс. рублей за 1 кв. м. «Самое высокое реальное предложение на рынке недвижимости - башня «Око», где квартира с отделкой на 82-м этаже продается примерно за 450 тыс. рублей за 1 кв. м. Самое дешевое соотношение высотности и цены предлагается в ЖК «Загорье» - от 150 тыс. рублей за 1 кв. м на 39-м этаже»,- рассказывает Евгений Шевченко.
Что же касается градостроительной ткани города, небоскребы плохо прижились на московской земле. Впрочем, как и в других городах России. Возможно, поэтому небоскребы «Москва-Сити» до сих пор воспринимаются как инопланетные пришельцы, а высотная башня корпорации «Газпром» вызвала бурю протестов, пока не была перенесена из центра Петербурга. Одна из причин, вероятно, кроется в том, что небоскребы требуют для своего восприятия больших открытых пространств, таких, как Гудзонский залив в Нью-Йорке или залив Королевы Виктории в Гонконге, когда устремленные вверх гигантские сооружения сбалансированы большой плоскостью воды или земли, как, например, в Дубае. Однако наиболее вероятной причиной представляется та, что в условиях разрозненной, рыхлой и во многом устаревшей городской застройки строительство дорогостоящих высокотехнологичных зданий не выдерживает простой экономической конкуренции. От возведения небоскребов рядом с панельными хрущевками проигрывают в итоге и те и другие.
Ирина Фильченкова