Сми о нас

Елена Кудымова

Директор по связям с общественностью

+7 (499) 755-20-20 pr@metrium.ru

Торговые центры мешают жить но повышают ликвидность недвижимости

Известия

Компания "Метриум Групп" подготовила рейтинг подмосковных городов по уровню обеспеченности объектами торговли. Первое место с большим отрывом заняли Котельники - 7652,1 кв. м торговых площадей на 1 тыс. человек. Нижняя, тридцать первая, строчка рейтинга у Долгопрудного, где на тысячу жителей приходится лишь 417 кв. м магазинов.

Рейтинг подготовлен на основе данных министерства экономики Московской области. Рассматривались города Подмосковья в радиусе 35 км от МКАД.

Как отмечают составители, близость большого количества магазинов не всегда является положительным фактором для жителей. Так, в Котельниках большинство магазинов рассчитаны на внешний спрос, что создает определенные проблемы. Здесь работает один из крупнейших торговых центров России - "Мега Белая дача" площадью 214 тыс. кв. м. Также есть ТЦ Real (около 30 тыс. кв. м), строительный гипермаркет Castorama (11,5 тыс. кв. м), центр оптовой торговли SELGROS Cash&Carry (10 тыс. кв. м).

- Наличие такого рода объектов в городе приводит к большому потоку людей, машин, а также необходимости появления рядом автостоянок, складов. Как следствие - неминуемы пробки, увеличение загрязненности. Вряд ли такое окружение жилого массива можно назвать удобным, - считает генеральный директор "Метриум Групп" Мария Литинецкая.

Несмотря на эти неудобства, цены на жилье здесь достаточно высокие - 90,6 тыс. рублей за 1 кв. м на первичном рынке и 112,4 тыс. - на вторичном.

В Мытищах, занявших второе место по удобству шопинга (3434,5 кв. м на 1 тыс. человек), средний уровень цен на жилье на первичном рынке - 88,2 тыс. рублей за 1 кв. м, на вторичном - 115,3 тыс.).

Наиболее низкие цены в первой пятерке в Голицыно: 60,5 тыс. за 1 кв. м на первичном рынке, 79 тыс. - на вторичном. Дело в том, что Голицыно - один из самых маленьких городов Подмосковья, при этом расположенный на значительном удалении от МКАД. Хотя магазинов здесь достаточно много, все они ориентированы на местных жителей. Это единственный город в первой пятерке рейтинга, в котором торговля ориентирована исключительно на внутренний спрос.

В замыкающих пятерку Красногорске и Химках есть ТРЦ, притягивающий главным образом покупателей из Москвы, а цены на жилье здесь одни из самых высоких в Подмосковье. На первичном рынке средние расценки составляют 105,7 тыс. и 93,1 тыс. рублей за 1 кв. м соответственно. На вторичном - 106,6 тыс. и 106,8 тыс. рублей. Любопытно, что большую часть торговых площадей в Химках формируют мебельные магазины - IKEA (200 тыс. кв. м) и МТЦ "Гранд" (140 тыс. кв. м).

Строгой связи между ценами на жилье и доступностью торговых центров нет. В занявшем последнее, тридцать первое, место Долгопрудном квартира в новостройке стоит порядка 90 тыс. рублей за 1 кв. м. При этом в Старой Купавне, занимающей предпоследнее место, квартира в новом доме обойдется всего в 50 тыс. за квадрат.

По мнению экспертов, хотя развитая торговая инфраструктура мало влияет на цену, она может существенно повысить ликвидность жилья.

- Для многих жителей, особенно в Подмосковье, большое значение имеет наличие вблизи жилого комплекса качественной торговой и развлекательной инфраструктуры, поскольку это повышает привлекательность проекта и формирует лояльность покупателя к данному району. К примеру, в нашем проекте "Новое Тушино" (Красногорский район), вблизи которого расположен торговый центр "О'Кей", такое соседство будет скорее плюсом, чем минусом, поскольку жителям доступна инфраструктура не только комплекса, но и ТРЦ, - говорит коммерческий директор ФСК "Лидер" Григорий Алтухов.

При этом он уточняет, что появление крупного мегамолла рядом с жилыми районами может привести к транспортному коллапсу и создаст определенные неудобства местным жителям.

- Строительство в городе крупного торгового объекта на 100-300 тыс. кв. м имеет противоречивые последствия. С одной стороны, это хорошие условия для шопинга, дополнительные рабочие места рядом с домом, наличие развлекательных зон, с другой - многокилометровые пробки по выходным, проблемы с парковочными местами, - согласна с ним Мария Литинецкая.

Руководитель отдела исследований и консалтинга компании "Магазин Магазинов" Андрей Васюткин отметил, что предложение торговых площадей современного формата увеличивается в Подмосковье рекордными темпами. При этом, по его словам, девелоперы, не всегда начиная строительство, ориентируются на потребности местных жителей.

По словам Васюткина, можно выделить два типа городов. С одной стороны, достаточно крупные и экономически развитые, находящиеся на удалении от Москвы, в которых нет или мало качественных торговых центров. Например, Ступино, Наро-Фоминск, Раменское, Серпухов. Здесь эффективно размещение крупного ТРЦ в черте города, формирующего центр проведения досуга для жителей.

- Второй кластер - города, расположенные на крупных магистралях. Вблизи данных городов эффективно размещение ритейл-парков. Это города, для которых характерны ярко выраженные маятниковые потоки в сторону Москвы, значимый прирост численности населения в дачный период, - объясняет эксперт.

Павел Чернышов