В первом квартале 2019 года в Москве было заключено на 12 процентов меньше сделок с апартаментами, чем в аналогичный период 2018 года, подсчитали в «Метриум». Доля этого формата жилья в продажах новостроек столицы составила 8 процентов (10 процентов за первые три месяца прошлого года). С января по март зарегистрирована тысяча договоров долевого участия (ДДУ) в строительстве комплексов апартаментов.
При этом в самом крупном сегменте рынка по количеству сделок — в комфорт-классе — спрос на апартаменты вырос. Правда, всего на 2 процента. Значительнее всего снизилась активность покупателей в сегменте апартаментов бизнес-класса, где количество ДДУ сократилось на 41 процент. Эксперты объясняют это окончанием продаж в нескольких популярных проектах.
В премиум-классе спрос вырос в 2,2 раза, хотя в абсолютном выражении речь идет более чем о 100 реализованных апартаментах.
В отдельных сегментах столичного рынка доля апартаментов остается существенной, отмечают эксперты «Метриум». В премиум-классе 22 процентов договоров долевого участия относились к апартаментам.
— Сокращение продаж на рынке апартаментов в первом квартале — это временное явление, связанное со структурой предложения, — полагает управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Мария Литинецкая. — В ближайшем будущем ситуация может измениться из-за реформы долевого строительства. Именно в сегменте апартаментов сохраняется возможность привлечения средств напрямую от покупателей по договорам купли-продажи, так как речь идет о нежилых помещениях. Соответственно, некоторые девелоперы могут нарастить долю апартаментов в портфелях, если не смогут вписаться в новую модель финансирования строительства.
Если такой прогноз реализуется, спрос на апартаменты дополнительно возрастет в связи с увеличением предложения и более привлекательным уровнем цен на них.
По данным компании «Колди», за прошлый год в Москве продали более 7,3 тысячи апартаментов — это почти в 23 раза больше, чем пять лет назад. В 2013 году в столице зафиксировали всего 322 сделки купли продажи апартаментов.
— Московская недвижимость продолжает оставаться популярным активом для инвестиций россиян и экспатов, а также способом улучшения качества жизни для москвичей и проживающих в регионах соотечественников, — отметила коммерческий директор компании «Колди» Елена Орешки на. — За пять лет апартаменты из «недожилья», статус которого автоматически являлся 10 — 20-процентным дисконтом по отношению к сопоставимым по характеристикам квартирам аналогичной локации, этот сегмент стал настоящим драйвером рынка.
По мнению Елены Орешки ной, тот факт, что с 2013 года объемы продаж апартаментов в Москве выросли в 23 раза и формат «завоевал» четыре новых округа столицы, свидетельствует о переходе «штучного» предложения к появлению комплексного дифференцированного продукта.
Московская недвижимость продолжает оставаться привлекательным активом для инвестиций
Автор: Камнева Кира