Падение цен на элитное жилье в Подмосковье в первом полугодии 2015 года ускорилось, утверждают риелторы. По подсчетам Kalinka Group, средняя цена построенного "квадрата" на Рублево-Успенском шоссе снизилась более чем на треть, пишет газета РБК.
Осознав, что падение спроса на загородное элитное жилье в конце прошлого года не было временным явлением, владельцы недвижимости стали переписывать ценники, сообщили РБК представители нескольких риелторских фирм, занимающихся продажей дорогостоящих подмосковных домов. В среднем по рынку цена предложения домов в элитных коттеджных поселках (без учета участков без подряда и таунхаусов) с 1 января по 1 июля 2015-го сократилась с $2,5 млн до $2,1 млн, утверждает аналитик Kalinka Group.
Более других направлений обесценилась Рублевка: средняя цена 1 кв. м на первичном рынке здесь за тот же период снизилась с $3,4 до $2,2 тыс., рассказала гендиректор Kalinka Group Екатерина Румянцева. "В то же время на Дмитровском шоссе цены снизились лишь на 17%, на Киевском и Новорижском - остались неизменными", - говорит она.
Снижение цен на Рублево-Успенском шоссе может быть связано с увеличением количества предложений, отмечает директор департамента элитной недвижимости "Метриум" Илья Менжунов. "Возросшая конкуренция вынуждает собственников уменьшать стоимость лотов либо давать больший дисконт при торге", - полагает он. По данным экспертов, немного выросли цены на Минском шоссе, и это связано с введением платной дороги, которая значительно улучшила транспортную доступность поселков, расположенных в данном направлении.
Риелторы говорят, что по сравнению с рынком массового городского жилья элитный загородный рынок всегда с запозданием - примерно в полгода - реагирует на факторы, влияющие на ценообразование. Последствия катаклизмов ноября-декабря 2014 года мы почувствовали только весной-летом 2015-го, когда собственники загородной недвижимости начали понимать, что это не просто сезонное снижение активности покупателей, утверждает региональный директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank Елена Юргенева.
Основное снижение стоимости домов на Рублево-Успенском шоссе произошло в первом квартале, вспоминает директор по городской и загородной недвижимости Knight Frank Алексей Трещев. "В коттеджном поселке Parkville цены упали в среднем на 23%, - говорит Трещев.- В поселке Азарово на часть таунхаусов были предоставлены скидки около 70%, а на один индивидуальный дом цена была снижена на 75%".
Многие покупатели сегодня хотят получить скидки в 50% и более, но это практически невозможно, отмечает Менжунов из "Метриум": "Максимум, на что соглашаются собственники, это 30-35%, при условии, что им нужно срочно реализовать свой объект. В среднем хорошая скидка, которую может добиться покупатель, составляет 20-25%". При этом на первичном рынке размер дисконта составляет сегодня 10-15%, добавляет эксперт.
После снижения цен спрос немного подрос, говорят риелторы. "По итогам третьего квартала, думаю, будет некоторый рост стоимости загородных домов, - прогнозирует Юргенева. - Дело в том, что часть собственников, "упав" достаточно сильно - иногда до 50-60%, сейчас видят возросшую активность потенциальных покупателей и будут корректировать цены вверх на 10-15%".
О большей активности покупателей говорит и сокращение числа выставленных на продажу коттеджей на престижных направлениях. Например, на Новорижском шоссе, где в конце 2014-го покупатели элитки могли выбирать из 613 предложений, сегодня представлены 576 домовладений. По данным Knight Frank, первичный рынок Рублево-Успенского шоссе предлагает 68 домов против 77 в прошлом году. При этом количество самих элитных загородных поселков в стадии активных продаж, по информации Kalinka Group, снизилось почти на треть - с 39 в конце 2014-го до 27 в первом полугодии 2015-го.
По данным Knight Frank, в 1-м полугодии на первичном рынке элитной загородной недвижимости в Московской области было заключено 185 сделок (из них 77 - во 2-м квартале), что на 13,5% больше, чем за аналогичный период 2014-го.
Объективных предпосылок для дальнейшего снижения стоимости нет, ценовое дно уже наступило, настаивает Румянцева из Kalinka Group. Традиционные акции, спецпредложения и скидки, возможно, появятся ближе к осени, но не более того, обещает она.