Крупнейший подрядчик столичного метро ищет способы погашения долга в размере 30 млрд рублей
О том, что такая сделка обсуждается, "Ведомостям" рассказал гендиректор компании Сергей Жуков. Долги "Мосметростроя" перед Банком Москвы (входит в группу ВТБ ) составляют порядка 30 млрд руб. Часть долга - обязательства по кредиту, который брали прежние владельцы "Мосметростроя" на его покупку, говорит Жуков. Речь идет о бывшем гендиректоре "Мосметростроя" Евгении Кашине и других топ-менеджерах, выкупивших в 2011 г. компанию у Владимира Когана. Позже этот долг был переоформлен на саму компанию, продолжает Жуков. Другая часть долга - кредит на пополнение оборотных средств. "Кредиты, которые числились за компанией, не представлялось возможным покрыть даже будущей прибылью в горизонте 10 лет: или рассрочка по времени - на всю жизнь, или банкротство", - рассказывает Жуков.
Компания может расплатиться с ВТБ непрофильными активами. Речь идет об участках под застройку в бывших промзонах, добавляет топ-менеджер. На них уже получены градостроительные планы, а сами проекты выделены в отдельную компанию.
Всего таких площадок восемь примерно на 50 га - на территории промзоны "Калошино", в Нижегородском районе, Гольянове и т. д., сообщал ранее представитель компании. Портфель девелоперских проектов достигает примерно 1 млн кв. м, все эти участки в пределах МКАД, говорит Жуков. Несколько чиновников московской мэрии подтвердили эту информацию.
Если ВТБ заберет девелоперские проекты в счет погашения долга, "Мосметрострой" получит опцион на их обратный выкуп, говорит Жуков. Его условия он не раскрыл.
Что строит "Мосметрострой"
В этом году компания собирается сдать три станции Люблинско-Дмитровской линии - "Бутырскую", "Фонвизинскую" и "Петровско-Разумовскую". В следующем году - продолжение этой ветки до станции "Селигерская". В 2018 г. она начнет сдавать участок Третьего пересадочного контура - от "Нижегородской улицы" до станции "Стромынка" (четыре станции, протяженность - около 8 км).
Альтернативный вариант - продажа ВТБ 49% в самом "Метрострое", сказал Жуков.
"Мосметрострой" - крупнейший подрядчик по строительству метро в Москве, на него приходится порядка 40% всех строящихся в Москве линий метро. Сейчас за счет заказов городских властей формируется почти 100% выручки компании. Портфель заказов оценивается в 140 млрд руб., а рентабельность строительства, по словам Жукова, составляет около 10%.
Наиболее вероятен первый вариант, сказал источник в московском правительстве. "Если все пройдет по намеченному плану, мы должны освободиться от всех долгов к концу года", - надеется Жуков. "Мы находимся в конструктивном диалоге с компанией по урегулированию ее долга", - лишь сообщила пресс-служба ВТБ.
Одной из первых городскими властями была одобрена застройка площадки на ул. Петра Алексеева, 12а, - еще в конце 2014 г. Там предполагалось строительство жилого комплекса с физкультурно-оздоровительным комплексом, детским садом и парковкой (общая площадь - 88 700 кв. м). Примерно тогда же компания получила градостроительный план на участок на Ореховом бульваре - там можно построить жилой комплекс на 56 920 кв. м.
Также топ-менеджеры собирались реконструировать штаб-квартиру "Мосметростроя" на Цветном бульваре под гостиницу уровня "3-4 звезды" примерно на 250 номеров. Компания намеревалась развивать девелоперские проекты самостоятельно, однако у нее нет на это средств, знает один из консультантов рынка недвижимости.
Портфель девелоперских проектов "Мосметростроя" очень качественный: большинство площадок в городской черте с хорошей инфраструктурой, как правило, рядом с метро, знает партнер компании "Строй-груп" Андрей Закревский. Если банк спишет долги в обмен на эти активы, то цена для компании получится очень хорошей - по верхней планке. На рынке продать так дорого не получится. "Для банка это лучше, чем зафиксировать убытки, к тому же у ВТБ есть девелоперские структуры ("Дон-строй", "Галс"), которым нужно развиваться. А хороших площадок в старой Москве все меньше и меньше", - продолжает Закревский.
Опцион на обратный выкуп может сработать, если только конъюнктура рынка будет улучшаться, считают эксперты. Предложение жилой недвижимости сейчас находится на рекордном уровне. На продажу выставлено 37 200 квартир и апартаментов в 250 проектах, говорит управляющий партнер "Метриум" Мария Литинецкая. Высокая конкуренция диктует необходимость снижения цен, что и происходит в сегменте доступных новостроек. За 12 месяцев квадратный метр подешевел в среднем на 11,5% (-3,9% за полугодие, данные "Метриум"). С другой стороны, активизировался спрос, отмечает Литинецкая. Этому есть множество объяснений: в Москве появилось беспрецедентное количество доступных новостроек и цены в столице едва не сравнялись с областью; продление госпрограммы субсидирования льготной ипотеки и некоторая стабилизация в экономике. Можно с осторожностью прогнозировать, что цены падать больше не будут, а рынок начнет расти, говорит она.
Автор: Бэла Ляув