Некоторые граждане и бизнесмены стали забывать дорогу к юристам. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
Даже такие востребованные специалисты, как юристы, нотариусы и риелторы, начинают на себе испытывать давление кризиса. По словам экспертов, спрос на их услуги снижается, а доходы падают. В то же время найти подходящую работу на этом рынке становится все сложнее.
«Точные заработки нотариусов никто не назовет. Однако в юридической среде и в прессе звучат такие цифры: минимум 10 тыс. руб. в день. Оборот в месяц – от 200–300 тыс. руб. и гораздо выше, – говорит адвокат Олег Сухов. – Помимо тарифов, установленных законодательством, существуют суммы, взимаемые за оказание услуг правового и технического характера, которые нотариус вправе определять самостоятельно в установленных Федеральной нотариальной палатой пределах. Зачастую эти суммы в несколько раз превышают сам тариф».
Однако кризис внес свои коррективы в такое, казалось бы, безбедное существование. «Услуги нотариусов подорожали, но не все, – пояснил Сухов «НГ». – Размер повышения стоимости по разным видам услуг очень различен и составляет от 10 до 60%».
При этом спрос на услуги нотариусов, по его словам, сократился весьма значительно. «В некоторых нотариальных конторах наблюдается снижение клиентской активности до 40%. Причин этому несколько: падение платежеспособности россиян, отток части населения из крупных городов, сокращение количества сделок и действий, требующих нотариального участия, закрытие бизнеса и, как следствие, спад спроса на корпоративные заказы, такие как внесение изменений в уставные документы компаний, регистрация открытия и реорганизация предприятий», – рассказал «НГ» эксперт.
По словам Сухова, с учетом снижения спроса незначительное увеличение стоимости услуг нотариусов не только не привело к повышению доходности, но даже сократило прежний докризисный уровень их заработка. «В среднем прибыль нотариусов упала на 10–30%», – отметил он.
По данным эксперта, прибыль нотариуса в России составляет около 60% от полученного конторой дохода, остальное уходит на содержание офиса, оплату жалованья сотрудникам, налоги, платежи на страхование профессиональной деятельности, а также членские взносы в нотариальную палату. «После всех произведенных затрат среднестатистическому нотариусу остается около 120–180 тыс. руб. ежемесячной выручки», – констатирует он.
Отметим, что средняя московская зарплата в сфере юриспруденции в январе 2015 года варьировалась от 120 тыс. руб. в месяц для начальника юридического отдела, до 35 тыс. руб. для помощника юриста. Таковы данные рекрутингового портала Superjob.ru. С января 2014 года средняя зарплата юристов разных специальностей выросла на 2–10 тыс. руб., в отдельных случаях она не изменилась.
Как отмечает старший аналитик Superjob Ольга Чекалдина, если говорить о спросе именно на юристов как категорию персонала, а не на юридические услуги, то востребованность таких сотрудников сейчас снижается. «За год число вакансий в юриспруденции сократилось на 18%. Соискатели, напротив, стали более активны – плюс 10%. В результате их предложение выросло – с семи резюме на вакансию годом ранее до 10 в марте 2015 года», – поясняет эксперт.
Начиная с середины прошлого года, наблюдается замедление темпов роста зарплаты, в том числе и юристов, добавляет Чекалдина. «В период с января 2013-го по январь 2014 года рост заработной платы в среднем составил 15%, а в январе 2014-го – январе 2015-го – только 7%. Рост заработной платы по итогам текущего года скорее всего не превысит 5%», – полагает она.
Напомним, во вторник вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что в целом количество свободных вакансий в России с начала 2015 года сократилось в два раза. «У нас сегодня в банке вакансий 990 тыс. вакансий, которые предлагаются людям, но в декабре их было почти 2 млн», – сказала она. При этом в Минтруде в прошлом месяце говорили о 1,2 млн вакансий.
Добавим, что, несмотря на то что нотариусы стали фиксировать меньше сделок с недвижимостью, спрос на риелторские услуги, по крайней мере со стороны девелоперов, только растет.
«Застройщики понимают, что в условиях спада покупательной способности им особенно нужны продажи, так как большинство ведет строительство за счет финансирования от реализации на проекте. Поэтому даже крупнейшие игроки рынка сегодня привлекают риелторов, чтобы увеличить число клиентов и максимально охватить целевую аудиторию», – говорит генеральный директор компании «Метриум» Мария Литинецкая. Однако в целом, по ее словам, на фоне снижения покупательской активности в первом квартале, доходы риелторов несколько снизились. В то же время расходы на рекламу и привлечение клиентов сегодня увеличиваются.