Доходы населения не растут четвертый год, но каждый пятый россиянин считает, что сейчас самое время брать кредиты. Просто наши сограждане устали жить с затянутыми поясами и поддались магии цифр — ставки по кредитам впервые в истории перестали быть двузначными.
В 110 км от Улан-Удэ, в городке Гусиноозерск с населением около 23,3 тыс. человек живет удивительный пенсионер: он не участвует в проекте «Голос», не поднимается на Эверест без кислородной маски, даже не выпиливает лобзиком (по крайней мере, прославился не этим). Он набрал 37 кредитов на общую сумму более 1,5 млн руб. и подал заявление о банкротстве.
В мае этого года Арбитражный суд Бурятии удовлетворил его заявление, признав несостоятельным. Кредиторам, среди которых восемь банков и несколько МФО, придется смириться с потерей денег — пенсионер и вправду не в состоянии с ними рассчитаться, поскольку пенсия у него маленькая, а квартира в Гусинозерске является его единственным жильем.
Если вдуматься, то удивительным в этой истории кажется не пенсионер, а банки. Ведь они понимали, что у пожилого гусиноозерца нет другого имущества, кроме единственной квартиры, да и размер пенсии они наверняка должны были знать до копеечки. Однако все равно одобрили кредит. Ладно, можно понять первый банк, ну второй, но последние-то должны были увидеть в кредитной истории всех своих предшественников и задуматься.
Начиная с 2014 года реальные доходы населения постоянно сокращаются. Тем не менее с осени 2016-го рынок потребительского кредитования растет, сделав паузу только в январе 2017-го. За это время портфели кредитов населению 200 крупнейших российских банков по рейтингу «Ъ» выросли более чем на 2 трлн руб. То есть денег у людей все меньше, а кредитов банки им выдают все больше. Видимо, банки устали, что клиентов нет, ЦБ бьет по рукам, в общем, бизнес уже не тот. Мотивация-то у тех, кто сегодня готов брать кредиты, может быть какой угодно. Но тут главное — чтобы заемщик устраивал банк.
А банки становятся все более дружелюбными к клиентам. Так, в частности, по статистике ОКБ в первом квартале 2018 года банки приняли положительное решение о выдаче кредита по 48% заявлений заемщиков, тогда как за аналогичный период 2017-го было одобрено 38% заявок.
Также заметный рост уровня одобрений отмечается в сегменте кредитных карт: в первом квартале 2018-го банки одобрили 44% всех заявок, а год назад этот показатель находился на уровне 34%.
Самый значительный рост количества одобрений отмечается в сегменте ипотеки. Если в январе-марте прошлого года банки одобрили 45% ипотечных заявок, то за аналогичный период текущего года — 75%.
Сегодня банки в сегменте потребительского кредитования стимулируют спрос на большие суммы кредитов. В начале мая Сбербанк снизил ставки по потребительским кредитам, и сильнее всего подешевели займы на сумму от 1 млн руб., по которым ставка упала сразу на восемь процентных пунктов, до 11,9%. Другие банки не отстают, настойчиво предлагая клиентам взять миллионы на длинные сроки. Неудивительно, что средний размер выданного кредита наличными, по оценкам ОКБ, в марте этого года вырос на 28% — со 115 тыс. руб. до 147 тыс. руб.
Взрывной рост одобрений по ипотеке в самом ОКБ объясняют не только притоком в банки новых клиентов, которых привлекли самые низкие за всю историю ставки по ипотеке, но и активно развивающиеся программы рефинансирования для заемщиков, взявших кредиты в 2015-2016 годах.
В интервью агентству «Прайм» старший вице-президент ВТБ Андрей Осипов уже спрогнозировал в ближайшие полтора года в России бум рефинансирования ипотеки.
В самом ВТБ, где по итогам первого квартала 2018 года было рефинансировано 5,7 тыс. ипотечных кредитов, сообщили, что за год число обращающихся к ним клиентов других банков, желающих снизить ставку по кредитам, выросло в шесть раз.
«Услуга рефинансирования кредитов за последние годы стала россиянам более известной, понятной, выросла и ее востребованность. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), знают об этом инструменте около 46% взрослых россиян», — рассказывает директор по исследованиям аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
Граждан, как оказалось, не особенно беспокоит снижение их реальных доходов. В марте этого года эксперты НАФИ провели всероссийский опрос, в рамках которого выяснили: уже каждый пятый россиянин считает, что сейчас подходящее время, чтобы брать кредит. По сравнению с потребительскими настроениями граждан годичной давности доля таких респондентов выросла на 10 п. п. (до 21%). Причем, как отметили эксперты аналитического центра НАФИ, если у людей уже есть кредитные обязательства, они более склонны считать, что сегодня подходящее время для займов.
Комментируя результаты опроса, Тимур Аймалетдинов заметил:
«За год экономическое положение большинства домохозяйств в стране ухудшилось, однако социальный оптимизм и уверенность в завтрашнем дне выросли. Это во многом обусловливает выросшую почти вдвое готовность россиян оформлять кредиты».
Разумеется, это не может не вызывать озабоченность. В частности, по словам Тимура Аймалетдинова, на фоне снижения реальных доходов при текущем уровне инфляции и пессимистичном деловом климате с сопутствующими ему рисками безработицы россиянам следует, напротив, с еще большей, нежели ранее, осторожностью принимать решения об оформлении кредитов.
«Условно можно разделить заемщиков на тех, кто стремится снизить свою кредитную нагрузку, закрывая имеющиеся кредиты или рефинансируя их, и тех, кто привык жить в кредит и не стремится закрыть свои долговые обязательства (напротив, стремящиеся жить не хуже, чем вчера, а с каждым днем им становится это сделать все сложнее)», — рассказывает он.
Первых больше среди тех, кто совершал крупные покупки в кредит (ипотека, автокредиты, кредиты на бизнес и пр.): они с самого начала убедили банк в своей финансовой надежности и платежеспособности.
«В общей массе таких заемщиков меньше, но они, как правило, финансово более грамотны. Вторых, напротив, больше, но именно они находятся в зоне риска: их кредиты невелики по размеру (как правило, небольшие потребительские займы), но нагрузка на бюджет домохозяйства по ним обычно существенна, и к тому же она растет», — отмечает Тимур Аймалетдинов.
Что касается трезвой оценки своих нынешних и будущих финансовых возможностей, в целом все не так плохо. Согласно результатам опроса НАФИ, большинство (64%) все же не считает, что сегодня удачное время для получения кредитов. Да и 21% утверждающих обратное — это не так много.
«Скачок большой, но цифра не очень велика. Это эффект низкой базы. А есть еще сезонный фактор — дачные дела, на отпуск что-то нужно, какие-то вещи, которых несколько лет не было, связанные с ремонтом и прочим. Здесь может быть множество факторов, которые привели к этому подъему», — говорит Михаил Дымшиц гендиректор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры».
Аналогичные настроения зафиксировали и у клиентов МФО. В обзоре компании «Домашние деньги» указано, что займы «на ремонт» квартиры, машины или дачи стоят на твердом втором месте, после «неотложных нужд». При этом в мае 2018 года по сравнению с прошлым годом доля «неотложных нужд» почти не изменилась (было 60%, стало 61%), а «ремонт» вырос с 18% до 22%.
Как отмечает Тимур Аймалетдинов, рост социального оптимизма наблюдается не только у людей, готовых брать кредиты, а у населения в целом. И уже это способствует росту потребительской активности и готовности покупать что-либо в кредит. Это подтверждают и отдельные всполохи потребительской активности, причем, как уже отмечалось, некоторые из них действительно имеют сезонный характер.
Например, недавно эксперты DIY-ритейлера LeroyMerlin объявили, что товарооборот и объемы продаж мангалов, садовой мебели и качелей этой весной выросли на 300-400% по сравнению с тем же периодом 2017 года. Комментируя нынешний потребительский бум, эксперты LeroyMerlin предположили, что это может быть связано с хорошей погодой перед майскими праздниками.
Но если в случае с мангалами такое объяснение еще можно принять, поскольку их дешевый вариант является фактически одноразовым, то рост товарооборота садовых качелей в январе-апреле 2018-го на 462,7% не объяснить только погодой. Качели — товар длительного пользования.
Более логичным кажется предположение, что граждане с помощью кредитов пытаются поддерживать тот уровень жизни, который был достигнут в экономически стабильные годы. Тимур Аймалетдинов считает, что наименьшие шансы столкнуться с проблемами у тех заемщиков, которые «имеют финансовую „подушку безопасности“ на этапе совершения покупок в кредит, и, конечно, это те, кто сумел перестроить свое покупательское поведение с эмоциональной основы и привычки к хорошей жизни на рациональное, адекватное текущей ситуации».
Однако то обстоятельство, что довольно многим пришлось на протяжении последних нескольких лет вести себя рационально и всячески ужимать свои расходы, могло привести к эмоциональной усталости. Людям надоело затягивать пояса. В интервью агентству «Росбалт» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отметила, что «понижающая адаптация» у граждан уже прошла и они, устав беднеть, вновь в массовом порядке стали брать кредиты:
«Сейчас вроде появилось ощущение, что хуже уже не будет, а жить как-то надо, и народ пошел занимать. Человек не может терпеть вечно».
У экономистов свое объяснение роста потребкредитования — снижение стоимости кредитов. Если взглянуть на статистику ЦБ динамики средневзвешенных ставок по потребительским кредитам, то самое сильное впечатление, конечно, производит ипотека. В феврале этого года впервые в истории средневзвешенная ставка по ипотеке снизилась до 9,85%.
«У кредитов, которые сейчас рекламируются, разрядность числа изменилась. Появились кредиты стоимостью меньше 10%, и это тоже может сказываться на людях. Они субъективно воспринимают, что это гораздо дешевле, то есть 9% гораздо дешевле, чем 12%. Просто один разряд ушел, и здесь сработала такая цифровая магия. Она могла создать иллюзию доступности кредитов», — говорит Михаил Дымшиц.
Ситуация на рынке ипотеки самым существенным образом влияет на портфели потребительских кредитов, потому что именно кредиты на недвижимость в последние годы являются локомотивом потребкредитования.
Помимо этого, большую роль сыграла и ситуация на рынке недвижимости. На протяжении многих лет ипотека и стоимость недвижимости вели себя как маятник: если дешевели кредиты — сразу же росла цена квадратного метра. А сейчас, когда стоимость ипотеки опустилась ниже 10%, цены на недвижимость не выросли, поскольку на рынке избыток предложения новостроек.
И здесь тоже не обошлось без психологии и магии цифр: в Москве все больше предложений квартир стоимостью ниже 4 млн руб. Как отметили в своем недавнем обзоре аналитики компании «Метриум», за последние три года доля столичных жилых комплексов массового сегмента, в которых можно приобрести такие квартиры, увеличилась почти в шесть раз.
Из 75 проектов новостроек эконом- и комфорт-класса Москвы жилье дешевле 4 млн руб. продается в каждом пятом проекте. Причем входной билет на рынок Москвы для покупателей крошечной студии, по данным «Метриума», начинается с 3,26 млн руб.
В итоге недвижимость в Москве в ипотеку хватают, как горячие пирожки. Согласно подсчетам аналитиков компании «Метриум», число ипотечных сделок, зарегистрированных столичным Росреестром с января по апрель, выросло на 84% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. По словам аналитиков «Метриума», беспрецедентно высокая активность на рынке ипотеки ускоряет динамику сектора новостроек (+41% за тот же период), а также активность покупателей вторичного жилья (+26%).
Согласно результатам опроса НАФИ, в последний год займы берут в основном люди в возрасте от 25 до 54 лет. Кредиты востребованы среди жителей малых населенных пунктов и городов с населением до 50 тыс. человек, а также среди жителей крупных городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек (по 41% соответственно). «Есть группа людей, для которой это неопасно. Это группа от 25 до 35 лет, у которой, несмотря на всеобщую стагнацию, росли доходы. И, скорее всего, в ближайшие годы будут продолжать расти. Соответственно, для этой группы брать кредиты — возможное поведение. Кредитное поведение всех остальных возрастных групп — это, конечно, глупость», — говорит Михаил Дымшиц.
Автор: Мария Глушенкова