Сми о нас

Елена Кудымова

Директор по связям с общественностью

+7 (499) 755-20-20 pr@metrium.ru

Хакеры вписались в Росреестр

Газета РБК

Сервис о владельцах квартир стал недоступным из-за DDoS-атаки.

В работе электронных сервисов Росреестра произошел технический сбой. Служба отключила доступ к онлайн-выдаче выписок о правах собственности на недвижимость из-за DDoS-атаки. Издержки пользователей сервиса возросли в 60 раз.

Доступ к электронному сервису Росреестра, позволяющему получать выписки из Eдиного государственного реестра недвижимости (EГРН), частично закрыт. По данным специализированного портала «Реестры России», выписки перестали приходить десять дней назад. Сначала запросы можно было отправить, но ответ на них не приходил, позже сервис перестал открываться вовсе. Оператор горячей линии Росреестра сообщил корреспонденту РБК, что доступа к сервису нет по всей России из-за технического сбоя. Из-за невозможности запросить данные EГРН с сайта Росреестра временно удалили соответствующую страницу, уточнил оператор.

В пресс-службе Росреестра РБК сообщили, что сервис предоставления сведений с помощью ключа доступа к ФГИС EГРН «временно отключен в связи с необходимостью устранения угроз, вызванных DDoS-атаками». На вопрос о времени атаки и ее последствиях в службе не ответили.

При DDoS-атаке хакеры перегружают сервер или сайт жертвы большим числом входящих запросов на него. Представитель «Ростелекома», на серверах которого размещены базы службы, заявил, что компания «не фиксировала никаких DDoS-атак на Росреестр». С чем могли быть связаны проблемы в работе сервисов, он не ответил. В «Ростелекоме» уточнили, что дата-центры компании работают в штатном режиме. Как пояснил источник на рынке информбезопасности, точной информацией о факте DDoS-атаки, ее масштабе и последствиях владеют либо сами сотрудники Росреестра, либо поставщики решения, которое используется для защиты сайта. Другие компании знать этого не могут.

В Росреестре говорят, что предпринимают меры для восстановления работы сервиса, ориентировочно он заработает снова 19 ноября.

«Атаки на государственные информационные ресурсы — частое явление. Причина этому — увеличение числа онлайн-услуг и количества данных, которые можно использовать в мошеннических целях, — говорит директор по развитию продуктов Attack Killer (ГК InfoWatch) Михаил Бубнов. — DDoS-атаки — зачастую маскировка для кражи данных, которая может иметь значимые последствия».

Пользователи Росреестра все еще могут получить сведения о реестре недвижимости, но сделать это стало сложнее и дороже. Получение сведений с помощью ключа доступа к реестру позволяет узнать собственников недвижимости в течение нескольких часов, при этом пользователи получают доступ к этому сервису, авансом оплачивая пакет выписок. Стоимость одной выписки с помощью сервиса — от 48 коп. до 4 руб. в зависимости от купленного пакета. Получение выписок без ключа Росреестра означает, что каждый документ нужно заказывать и оплачивать отдельно. Каждая выписка обойдется в 250 руб. Таким образом, издержки тех, кто заказывает сведения из реестра, выросли из-за отключения сервиса больше чем в 60 раз.

Запрос сведений из EГРН — самый популярный вид электронных услуг. Например, за январь-июнь 2018 года только Кадастровая палата по Москве (подразделение Росреестра) предоставила 2,5 млн выписок из EГРН в виде электронного документа, и это 91% от всех поступивших запросов. Eсли бы все эти выписки были заказаны с помощью ключа Росреестра, то принесли бы службе максимум 10 млн руб., а если через сервис, который работает сейчас, — 625 млн руб.

Больше всего пострадали от нового сбоя агентства недвижимости, которые продают квартиры на вторичном рынке. «Агентства пользуются сервисом Росреестра в ежедневном режиме, поток информации идет значительный. Без выписки из EГРН не проводится ни одна сделка с недвижимостью», — говорит директор по развитию группы компаний Active (в нее входят АН «Штаб квартир» и «Арендафон») Павел Пикалев, уточняя, что проверяется вся информация о собственнике объекта, обременениях и аресте до совершения сделки.

По словам управляющего партнера компании «Метриум» Марии Литинецкой, получение выписки из EГРН крайне важно для вторичного рынка жилой недвижимости, так как она позволяет проверить действительность права собственности продавца. «Кроме того, можно установить, когда эти права возникли, что важно с точки зрения налогообложения владельца, — говорит Литинецкая. — В любом случае это единственный официальный документ, который позволяет подтвердить связь физического лица с объектом недвижимости».

По словам Литинецкой, из-за задержек в получении выписок о собственности возможна приостановка сделок, если у покупателя есть подозрения, что квартира обременена какими-то обязательствами.

Последний крупный сбой в работе Росреестра произошел этим летом из-за аварии в центре обработки данных «Ростелекома». К 31 августа в очереди скопилось более 180 тыс. заявлений, которые не смогла обработать служба. «Ростелеком» сообщил о возобновлении работы Росреестра в полном объеме 3 сентября.

В этот раз в пресс-службе заверили, что очереди нет, поскольку сведения о собственниках недвижимости все-таки можно получить, используя другие сервисы. Сейчас очередь и не может возникнуть, поскольку страница сервиса не доступна на сайте Росреестра.

Во время предыдущего сбоя министр экономического развития Максим Орешкин написал письмо вице-премьеру Максиму Акимову, в сфере контроля которого находится «Ростелеком». Орешкин пригрозил, что Росреестр применит штрафные санкции в отношении госоператора, который ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по госконтракту. Но после устранения проблем никаких штрафных санкций не последовало.

Больше всего от сбоя пострадали агентства недвижимости, которые продают квартиры на вторичном рынке и вынуждены платить за каждую выписку без ключа Росреестра 250 руб. вместо максимальных 4 руб. при использовании сервиса.

Федорова Надежда