В III квартале 62% всех заключенных в Москве сделок с новостройками пришлись на долю десяти наиболее успешных по продажам застройщиков, подсчитали эксперты «Метриум». Спрос в проектах верхней десятки девелоперов в этот период удвоился по сравнению с показателем II квартала и достиг 575 тыс. кв.м, а суммарная выручка достигла 125 млрд рублей. В целом по активности клиентов III квартал стал лучшим для московских застройщиков с начала года.
В III квартале московские девелоперы заключили порядка 16,1 тыс. договоров участия в долевом строительстве 924 тыс. кв.м. жилья в «старой» Москве, а общий объем выручки достиг 229 млрд рублей, подсчитали эксперты компании «Метриум». Таким образом в III квартале застройщики заключили 43% договоров, продали 43% площадей, а также заработали 45% выручки от общего объема этих показателей за 9 месяцев 2020 года. Относительно II квартала, когда действовал режим самоизоляции, эти показатели примерно удвоились.
Однако спрос по-прежнему сконцентрирован в проектах наиболее крупных застройщиков. Успешные девелоперы из верхней десятки заключили в III квартале 59% от всех ДДУ, продали 62% квадратных метров и получили 56% выручки. По сравнению со II кварталом спрос в проектах топ-10 застройщиков удвоился.
Первое место удерживает ПИК. Эта группа компаний продала в III квартале по договорам долевого участия порядка 172 тыс. кв.м, заключив почти 3,2 тыс. соглашений. Однако по сравнению со II кварталом доля ПИК в продажах снизилась с 20% до 18,6%. Выручка застройщика оценивается в 32,2 млрд рублей. При этом в III квартале девелопер продал на 82% больше площадей, чем во II квартале
Вторую позицию также сохранила за собой компания «Дон-Строй Инвест». В июле-сентябре девелопер реализовал в «старой» Москве 85 тыс. кв.м. и заключил с дольщиками 1,4 тыс. ДДУ. Доля в общем объеме продаж у этого застройщика, как и у лидера рейтинга, за три месяца сократилась с 10% до 9,2%. Компания заработала 22,1 млрд рублей. Общая реализованная площадь за три месяца увеличилась почти в два раза.
Третью строчку рейтинга заняла компания MR Group, которая вновь потеснила своего давнего конкурента за «бронзу» — компанию Ingrad. Причем разрыв с показателями обладателям «серебра» у MR Group небольшой. Суммарно застройщик реализовал в III квартале 42,5 тыс. кв.м и заключил 1,36 тыс. договоров долевого участия. При этом выручка составила 16,3 млрд рублей. Спрос в новостройках компании повысился за три квартала на 64%,
Рейтинг самых успешных девелоперов «старой» Москвы в III квартале*
|
|
Девелопер |
Продано |
Продано |
Динамика, |
Количество |
Выручено |
Доля |
1 |
▬ |
ПИК |
94,3 |
172,0 |
82% |
3194 |
32,2 |
18,6% |
2 |
▬ |
Дон-Строй Инвест |
43,3 |
84,9 |
96% |
1402 |
22,1 |
9,2% |
3 |
▲ |
MR Group |
42,5 |
69,8 |
64% |
1366 |
16,3 |
7,5% |
4 |
▼ |
Ingrad |
31,5 |
58,7 |
86% |
908 |
15,4 |
6,4% |
5 |
▲ |
Центр-Инвест |
13,6 |
51,5 |
в 3,8 раза |
748 |
11,9 |
5,6% |
6 |
▬ |
Эталон |
14,3 |
35,0 |
в 2,4 раза |
564 |
8,7 |
3,8% |
7 |
▲ |
Tekta Group |
12,0 |
30,6 |
в 2,5 раза |
535 |
8,4 |
3,3% |
8 |
▲ |
Кортрос |
14,0 |
26,7 |
91% |
463 |
6,5 |
2,9% |
9 |
▼ |
ГК Пионер |
13,5 |
23,8 |
76% |
411 |
5,1 |
2,6% |
10 |
▲ |
Главстрой |
2,4 |
22,5 |
в 9,4 раза |
435 |
5,6 |
2,4% |
* Без учета сделок с юридическими лицами и физлицами, заключивших более трех ДДУ
** Экспертная оценка
Источник: «Метриум»
Примечательно, что состав нижних строчек рейтинга заметно поменялся за последние три месяца. Из топа выбыли Группа ЛСР, «Интеко», «РГ-Девелопмент», но вошли «Кортрос», Tekta Group, «Главстрой». При этом спрос в проектах компании «Главстрой» увеличился в 9 раз, у «Центр-Инвеста» — в 3,8 раза, у Tekta Group — 2,5 раза, а у «Эталона» — 2,4 раза. Занявшая пятую строчку компания «Центр-Инвест» заработала больше (11,9 млрд рублей), чем опустившийся на четвертую позицию девелопер Ingrad (8,7 млрд рублей).
«Показатели спроса как в целом по рынку, так и у топовых застройщиков свидетельствуют о восстановлении активности покупателей, — комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер „Метриум“ (участник партнерской сети CBRE). — При этом если компании первого эшелона в основном сохраняют свои позиции, то между застройщиками, на долю которых приходится менее 6% спроса, идет острая конкурентная борьба. Выход из ограничений периода первой волны коронавируса сопровождался стартом большого числа новых проектов. Пик продаж в них придется на ближайшие месяцы, поэтому рейтинг еще будет претерпевать сильные изменения».
Лучшие предложения месяца