На рынке массовых новостроек Москвы доля квартир с отделкой впервые превысила 80%, подсчитали аналитики «Метриум». В августе застройщики предлагали купить 72% квартир с полной отделкой и 10% — с предчистовой, в сумме — 82%. По этому показателю массовые новостройки превосходят новые дома во всех прочих сегментах столичного рынка первичного жилья.
В августе московские девелоперы предлагали на рынке новостроек массового сегмента 16,3 тыс. квартир; из них с полной отделкой — 11,7 тыс., а с предчистовой (white box — квартиры, подготовленные к косметической отделке) — 1,6 тыс. Соответственно жилье под ключ образует 72% предложения, а white box — 10%, в совокупности — 82%. На выбор покупателей остаются 3 тыс. квартир (18%) без отделки.
Года назад ситуация была иной. На долю квартир с полной отделкой приходились 62% предложения, а с предчистовой отделкой — 8% (в сумме — 70%). Без ремонта жильё достигало 30% рынка. Таким образом, доля квартир под ключ от за год увеличилась на 10 процентных пунктов, а с предчистовой — на 2 п.п.
В абсолютном выражении число квартир с разной степенью готовности к заселению изменилось следующим образом. Число квартир с отделкой увеличилось с августа 2020 года с 9,9 тыс. до 11,7 тыс., то есть на 19%. Предложение формата white box в массовых новостройках повысилось на 34%. Жилья без отделки в продаже стало меньше на 38% (3 тыс. квартир сейчас против 4,8 тыс. в августе 2020 года).
«В массовом сегменте рынка новостроек спрос на жилье с отделкой — готовой или предчистовой — стабильно растёт, — говорит Алексей Перлин, генеральный директор девелоперской компании „СМУ-6 Инвестиции“ (девелопер ЖК „Любовь и голуби“). — Поскольку в значительной степени покупатели жилья этого класса опираются на кредит, им выгодно приобретать жилье с готовым или предчистовым ремонтом и не тратиться затем на самостоятельный поиск мастеров, закупку строительных материалов и т.п. К тому же отделка от застройщика всегда получается дешевле, потому что работы и материалы приобретаются девелопером по оптовым ценам».
В других сегментах столичного рынка новостроек вариантов квартир с отделкой меньше, чем в массовом. Так, в новостройках бизнес-класса доля квартир с полной отделкой составляет всего 12%, а в формате white box — 26% (в сумме 38%). Впрочем, за прошедший год этот показатель вырос с 32%. Доля жилья в черновом варианте в продаже соответственно сократилась с 68% до 62%.
«В бизнес-классе пока большинство потенциальных покупателей все-таки делают ставку на собственные планировочные, технические и дизайнерские решения, — говорит Дмитрий Железнов, коммерческий директор „Кортрос-Москва“ (девелопер московских проектов ЖК Headliner, ILove, Bauman House). — Однако мы фиксируем рост числа клиентов, которые целенаправленно ищут квартиры с отделкой. Причем их можно подразделить на три группы. Одни хотят купить квартиру, в которой самому остается сделать только косметический ремонт, то есть все сводится к приятным хлопотам вроде выбора цвета стен. Другим нужно жилье под ключ, куда достаточно привезти свою мебель. Обе группы покупателей хотят сэкономить силы и время на отделочном этапе работ и побыстрее заселиться. Именно поэтому, к примеру, в нашем проекте iLove мы предлагаем все три опции: без отделки, white box и с отделкой. Причем в последнем случае в комплекте еще идет и кухонный гарнитур. Третья группа покупателей — это те, кто хотят привезти с собой только личные вещи и зубные щетки. Именно для них в октябре мы выставим на продажу квартиры с полным комплектом мебели и предметами интерьера под ключ».
В премиум-классе новостройки с отделкой преобладают. Сейчас 29% квартир предлагаются застройщиками с полной отделкой и еще 31% — с предчистовой. Таким образом, квартиры с отделкой образуют 60% предложения жилья в новостройках премиум-класса, тогда как доля вариантов без отделки составляет 40%. Как и в бизнес-классе, в этом сегменте за прошедший год соотношение изменилось в пользу жилья с ремонтом. Год назад в новостройках премиум-класса доля квартир с полной отделкой составляла 42%, white box — 10%, а без отделки — 48%.
«Спрос на готовое жилье в премиальном сегменте также растет, — комментирует Давид Худоян, генеральный директор Optima Development (девелопер жилого квартала Prime Park). — Раньше покупатели высокобюджетного жилья были готовы к долгому и дорогому ремонту больших квартир, который мог продолжаться больше года. Сейчас клиенты больше склонны к готовым решениям, тем более что качество дизайн-проектов улучшилась, а их выбор расширился. К примеру, в нашем проекте мы предлагаем два стиля (classic и modern) и два цветовых решения для них (темное и светлое)».
В элитном сегменте квартиры с отделкой также начали преобладать. Порядка 38% квартир и апартаментов девелоперы предлагают с полной отделкой, а с предчистовой — 25% (в сумме — 63%). На долю жилья без отделки приходятся 37% вариантов. Год назад предложение квартир и апартаментов с полной отделкой составляло 36%, в формате white box — 25%, без отделки — 40%. Хотя за прошедший год соотношение разных опций в сегменте значительно не изменилось, но 12 месяцев назад в элитном сегменте преобладали варианты без отделки.
«Распространение квартир с отделкой — один из факторов роста цен на рынке новостроек, — комментирует Мария Литинецкая, партнер компании „Метриум“ (участник партнерской сети CBRE). — В стоимость квадратного метра вкладываются расходы на стройматериалы и отделочные работы. В целом для покупателя такая опция удобнее и экономичнее, особенно если квартира приобретается в кредит, что освобождает будущих новоселов от необходимости брать кредит на ремонт».
Источник: «Метриум»
Лучшие предложения месяца