25.03.2013, Профиль
Закон об изъятии земель в Новой Москве не сулит собственникам ничего хорошего...
...но зато может принести нечистоплотным чиновникам немалый доход
Жители московского района Бутово несколько месяцев отражали попытки властей выгнать их со своих участков, но в итоге большинство пошло на мировую с мэрией
Госдума во втором чтении приняла закон о регулировании процесса изъятия земель на присоединенных к Москве территориях.
Потренировавшись на жителях столичного Бутово и олимпийского Сочи, в Новой Москве власти будут действовать решительно и незатейливо. Собственнику земельного участка, который потребуется государству для каких-то нужд, направляется проект соглашения с условиями изъятия и ценой выкупа. Гражданам дается три месяца на раздумья и заключение соглашения с властями. Если компромисс так и не будет найден, то дело автоматически уйдет в суд. Опыт подсказывает, что там, где присутствует государственный интерес, решение всегда выносится в пользу государства. Собственник, конечно, сможет обжаловать это решение, если его не устроит компенсация, но участок у него все рано изымут.
Документ внесла в парламент группа депутатов, в числе которых Владимир Ресин, Людмила Швецова, Николай Гончар и другие. Некоторые из них входили в так называемую московскую группу в Госдуме прошлого созыва. Как известно, эта группа активно лоббировала интересы московских властей и бывшего столичного мэра Юрия Лужкова. Москвой теперь руководит другой градоначальник, но привычки у парламентариев, судя по всему, не изменились. Законопроект вызвал ожесточенные споры, поскольку затрагивал интересы не только дачников, но и крупных землевладельцев. Но послаблений по сравнению с первым чтением в закон было внесено немного. Самое существенное — это отказ от бессрочного изъятия земель. В документе зафиксировано, что такой порядок будет действовать до 1 января 2020 года. Кроме того, ранее планировалось, что собственникам будет отведен всего месяц на поиск компромисса по размеру компенсаций, но в итоге этот срок вырос до трех месяцев.
Зато теперь положения закона будут распространяться не только на Новую Москву, но и на Московскую область — в том случае, если земли будут изыматься для строительства транспортной инфраструктуры. На возражения председателя комитета Госдумы по жилищной политике Галины Хованской, что эта норма практически меняет концепцию законопроекта, зампред комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум пояснил, что одна из основных задач законопроекта — решение проблемы транспортного коллапса Москвы. А улучшить ситуацию, по его мнению, невозможно без синхронного изменения положения в Московской области.
Галина Хованская также обратила внимание, что в документе совершенно необоснованно расширяется перечень оснований для изъятия земельных участков и домов. "Любой жилой дом, школа, больница, поликлиника у нас теперь объявляются "государственными нуждами", для которых можно изъять другой дом, частный, другой земельный участок, на котором находится ваша дача", — возмущалась она. Но думское большинство не поддержало ее поправку об утверждении закрытого перечня оснований для изъятия. Не согласились депутаты и с инициативой комитета по жилищным отношениям ограничить срок изъятия земель 1 января 2015 года. В результате Галина Хованская дала понять, что усматривает во всем злой умысел, и заметила, что проект закона не проходил антикоррупционную экспертизу.
А подобная экспертиза была бы уместна. Генеральный директор компании "Метриум" Мария Литнецкая считает, что пока нет отработанного механизма и порядка оценки изымаемых земель, а также порядка расчета и определения размеров компенсаций, подлежащих выплате, наверняка будет процветать коррупция среди чиновников, принимающих участие в перераспределении присоединенных к Новой Москве земель. "Однозначно взяточничество возникнет на этапе оценки недвижимости. Здесь возможно как завышение рыночной стоимости земель с целью получения "откатов", так и ее занижение, чтобы, получив от собственника взятку, указать в оценке приемлемую для собственника стоимость", — заявляет эксперт.
В свою очередь директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк полагает, что в нынешней редакции законопроекта четко прослеживается застарелая позиция: есть Москва с ее интересами и есть вся остальная Россия, интересы которой вторичны. Практически все нормы, нацеленные на исполнение предлагаемого законопроекта, не соответствуют действующему законодательству. "А это значит, что в будущем обязательно возникнут многочисленные и многолетние судебные споры, в которых граждане и организации, недовольные новыми порядками, будут обжаловать подобные решения в судах и настаивать на их несоответствии федеральному законодательству, — говорит Эдуард Савуляк. — Но решения судов, вынесенные в пользу граждан, не будут исполняться московскими чиновниками, так как под эти решения не будут предусмотрены соответствующие средства для компенсации, и в итоге все будет, как всегда".
Марина Соколовская