Сми о нас

Елена Кудымова

Директор по связям с общественностью

+7 (499) 755-20-20 pr@metrium.ru

ЗАМЫКАЯ КРУГ

Газета РБК

МЦК: прошлое, настоящее и будущее

МОСКОВСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОЛЬЦО (МЦК) ЗАРАБОТАЛО В ПОЛНУЮ СИЛУ: ОТКРЫТА 31 СТАНЦИЯ, ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПАССАЖИРОПОТОК - ПРЕВЫСИЛ 300 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. В ПЕРСПЕКТИВЕ МЦК СТАНЕТ УДОБНЕЕ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕННОЙ НАВИГАЦИИ НА СТАНЦИЯХ, ПЕРЕХОДОВ И СВЯЗЯМ С ПРИГОРОДНЫМИ ЭЛЕКТРИЧКАМИ. ДЕВЕЛОПЕРЫ ТЕМ ВРЕМЕНЕМ УЖЕ ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС К ТЕРРИТОРИЯМ ВОКРУГ СТАНЦИЙ.

Московское центральное кольцо (ранее Московская кольцевая железная дорога, МКЖД) было построено еще в начале ХХ века по решению министра финансов Российской империи Сергея Витте. В те годы Москва стала крупным центром грузовых перевозок, и существовавшая на тот момент железнодорожная сеть с нагрузкой не справлялась. Изначально планировалось сделать четыре главных пути (два для грузового сообщения и два для пассажирского), но из-за финансовых сложностей было решено от двух путей отказаться.

В 1908 году по новому кольцу пошли поезда - грузовые и пассажирские. Всего было возведено 14 станций с билетными кассами, залами ожидания с дубовой мебелью, отоплением и туалетами. Однако из-за высоких цен и низкой заселенности районов, где проходила МКЖД, новый вид транспорта оказался не востребован у пассажиров. В результате в 1934 году пассажирское движение закрыли, осталось только грузовое. Многие заводы и фабрики впоследствии были построены в непосредственной близости от кольцевой ветки. Во время Великой отечественной войны МКЖД сыграла важную роль при транспортировке военной техники и боеприпасов.

После окончания войны неоднократно поднимался вопрос об электрификации кольца и возобновлении пассажирского движения, однако за 60 лет этого так и не было сделано. Вопрос упирался в финансы: нужно было переделывать всю инфраструктуру, включая старые низкие мосты. Активные подвижки в решении вопроса начались уже в XXI веке. В 2008 году ОАО "РЖД" и правительство Москвы подписали соглашение о реализации проекта МКЖД (электрификации и запуска пассажирского сообщения).

В 2011 году для реализации проекта было создано ОАО "МКЖД", а в 2012 году началась стройка. Летом 2016 года руководством города было решено переименовать проект из МКЖД в МЦК (Московское центральное кольцо).        

ПОЕХАЛИ!

Самая сложная часть строительства заключалась в сооружении третьего главного пути и перестройке путепроводов, которые в результате были расширены. Это, кстати, сыграло на руку автомобилистам - ездить по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе стало гораздо свободнее. По факту  строительство кольца было завершено в июле 2016 года, а до сентября шли пуско-наладочные работы.

Пассажирское движение на 26 станциях торжественно открыли 10 сентября, причем первый месяц по решению мэра Сергея Собянина проезд был бесплатным. В ноябре для пассажиров открылись оставшиеся станции, сейчас их 31.

"Есть вещи, которые все же требуют доработки, - считает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. - На мой взгляд, можно было бы увеличить количество вагонов. Нужно обязательно доработать пересадки и входы-выходы на многих станциях". Большая часть ошибок, говорит он, устранима. Так, навигацию на Автозаводской уже доработали: сейчас идет мониторинг, насколько удобнее стало пассажирам.

Много вопросов у жителей возникало по поводу расстояния между платформой и поездом. Кирилл Янков говорит, что виной тому не строители, а железнодорожные нормы, по которым строились станции, они-то и допускают такой зазор. "На пригородном сообщении электрички находятся иногда не только далеко от платформы, но еще и выше нее", - объясняет он.

КОЛЬЦО РАСШИРЯЕТСЯ

Дальнейшее развитие МЦК можно поделить на несколько этапов.  В первую очередь это повышение удобства пользования станциями и строительство различных удобных переходов. К примеру, станция Андроновка в 2017 году будет соединена подземным переходом с железнодорожной станцией Фрезер. Новый 25-метровый пешеходный мост свяжет комплекс Москва-Сити и станцию Деловой центр. Его конструкция будет выполнена из светопрозрачных материалов, внутри можно будет отдохнуть, погреться и воспользоваться WiFi. В 2017-2018 годах планируется перенести платформу пригородных электричек Северянин (Ярославское направление) к станции Ростокино. В РЖД также прорабатывают вариант увеличения максимальной частоты движения поездов до четырех минут (сейчас она составляет 6-12 минут).

Еще один важный элемент развития - благоустройство территорий вокруг станций. В первые недели после запуска кольца пассажиры "Ласточек" наблюдали из окон не слишком симпатичные строительные пейзажи. Сейчас ситуация уже гораздо лучше, а в течение двух месяцев планируется организовать удобные пешеходные подходы к станциям.

Серьезные планы у города по привлечению инвестиций в строительство вокруг новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). По оценкам специалистов, строительство только четырех ТПУ даст городу 10 млрд руб. Планируется активно развивать полуторакилометровую зону в районе станций МЦК. Таким образом удастся оживить заброшенные промзоны рядом с кольцом. Вблизи с МЦК в перспективе может появиться 750 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, в том числе гостиницы общей площадью 300 тыс. кв.м.

"Земельные участки у МЦК привлекательны для девелоперов по нескольким причинам, - поясняет управляющий партнер "Метриум" Мария Литинецкая. - Прежде всего из-за транспортной доступности - одного из важнейших критериев, который во многом определяет перспективы проекта". По ее мнению, важным стимулом для развития территорий является предоставление столичными властями льгот: девелопер не будет платить арендную плату за землю в период проектирования и строительства. "Учитывая дефицит свободных для жилой застройки площадок в Москве, территории вдоль МЦК в целом весьма привлекательны для освоения, - добавляет руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Юлия Сапор. - Самыми привлекательными можно считать те зоны, где есть резерв свободных под застройку площадок и благодаря открытию станций серьезно улучшилась транспортная доступность".

Мария Литинецкая считает перспективными площадки около станции МЦК Лихоборы и ТПУ "Авиамоторная" с комплексом апартаментов на месте Лефортовского рынка (включая 15-этажный комплекс площадью 25 тыс. кв. м), ТПУ "Зорге" (комплекс площадью 73 тыс. кв. м, включая апарт-отель, подземный паркинг, социальные объекты). В целом, по ее мнению, перспективы той или иной площадки полностью зависят от плана инвестора. "Логично, что, к примеру, ТПУ "Ростокино" будет малоинтересен для торговой составляющей, ведь рядом располагается "Золотой Вавилон" - один из самых больших городских торгово-развлекательных центров Европы", - поясняет она.

С точки зрения жилого строительства интересна территория у МЦК Ботанический сад (рядом находится обширная рекреационная зона). Юлия Сапор говорит, что станция Угрешская может быть интересна "для комплексного освоения". По ее словам, несколько неосвоенных "серых пятен", которые могут заинтересовать девелоперов, есть рядом со станциями Соколиная гора, Ростокино и Коптево.

После того как будут застроены все территории вокруг МЦК, приближены все радиальные направления Московской железной дороги и построены новые станции метро (Шелепиха, Окружная, Нижегородская), перевозки на МЦК могут выйти на уровень 300 млн пассажиров в год, пояснили РБК+ в департаменте транспорта Москвы

3,5 тыс. сотрудников обслуживают МЦК, что по численности примерно равно армии Швейцарии

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ПЛАН СТОЛИЧНЫХ ВЛАСТЕЙ - ПЕРЕВОЗИТЬ 225 ТЫС. ЧЕЛОВЕК ЕЖЕСУТОЧНО В 2017 ГОДУ. НО УЖЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ ЗАПУСКА КОЛЬЦА ПОТОК ПАССАЖИРОВ ДОСТИГ 300 ТЫС. ЧЕЛОВЕК В СУТКИ

СТАРАЕМСЯ УЧЕСТЬ ВСЕ ПОЖЕЛАНИЯ ПАССАЖИРОВ

РОМАН ЛАТЫПОВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И КЛИЕНТСКОЙ РАБОТЕ:

- Поначалу новый вид транспорта для москвичей был непривычным. Было много обращений о том, что не открываются двери в поездах "Ласточка". Пассажиры не понимали, что нужно нажать кнопку, чтобы открылась дверь, хотя она есть, светится и наклейки висят. Мы начали объявлять в вагонах, чтобы для выхода воспользовались кнопкой. Сейчас у большинства пассажиров уже не возникает вопросов при выходе из поезда. По просьбе пассажиров в поездах стали объявлять, с какой стороны находится платформа, появились круговые схемы, указатели направления к другим видам транспорта, надписи "Держитесь правой/левой стороны" и другие удобства. Предложения от граждан по поводу улучшения работы МЦК поступают ежедневно, на данный момент их реализовано уже более 400.

Автор: Василий Молотов

Мы используем cookie и собираем метаданные для удобства работы с сайтом. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку указанных данных.