За срыв сроков по расселению из аварийного жилья будут штрафовать местных чиновников
В правительстве предлагают ввести штрафы для регионов в случае невыполнения ими сроков по переселению граждан из аварийного жилья. Об этом вчера объявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Новый кнут для губернаторов потребовался потому, что годовой план по расселению выполнен меньше чем наполовину. Однако эксперты считают, что региональные чиновники вряд ли пострадают материально: штрафы за срыв строительных графиков скорее всего переложат на «третьих лиц».
В 2014 году планировалось переселить 212 тыс. жителей аварийных квартир общей площадью более 2 млн кв. м. Общий же объем средств, выделяемый государством на реализацию в 2014 году программы переселения, составляет 91 млрд руб. Однако, по данным Минстроя, на 1 октября из заявленного числа было расселено лишь 72 тыс. человек при общей площади аварийного жилья в 1 млн кв. м. В то время как до конца года осталось всего три месяца, и для того чтобы уложиться в график, министерству Михаила Меня придется проделать большую работу по расселению, подчеркнул Медведев. Сейчас, уточнил он, 50% всех средств на выполнение программы расселения поступает из федерального бюджета. «Правительством был принят ряд мер по более активной ликвидации аварийного жилья, более чем на 34 млрд руб. увеличена поддержка из федерального бюджета», – сообщил он.
Чтобы ускорить расселение аварийного жилья, в правительстве предлагают установить финансовую ответственность регионов за срыв сроков или нарушения при реализации программы расселения. «Должна действовать финансовая ответственность, причем по всей вертикали: от субъектов до муниципальных властей и конкретных подрядчиков по заключенным договорам. Сейчас по поручению правительства проводится работа по заключению соглашений с руководителями регионов, которые предусматривают финансовую ответственность за целый ряд нарушений. Эта работа должна быть завершена в ближайшее время», – заявил вчера Медведев.
В частности, до 1 октября текущего года все субъекты РФ должны были подписать дополнительные соглашения с Фондом содействия и реформирования ЖКХ о финансовой ответственности за неисполнение федеральной программы расселения аварийного жилья. Согласно этим допсоглашениям, регионы будут обязаны выплачивать 5 тыс. руб. за каждое аварийное помещение и за каждый день просрочки. Еще 100 тыс. руб. будет стоить каждый день просрочки с предоставлением отчетности о реализации программы расселения. Еще в 500 тыс. руб. обойдется каждый выявленный факт предоставления недостоверных сведений о реализации программы.
Положение, которое сейчас подписывают практически все регионы, было подготовлено самим Фондом ЖКХ на основании решений, принятых в августе на совещании зампреда правительства Дмитрия Козака. Правда, тогда в качестве окончательного срока подписания соглашения было обозначено 1 сентября.
К слову, с проблемой расселения граждан из ветхого и аварийного жилья государство борется не первый год. Еще в 2007 году тогдашний спикер Госдумы Борис Грызлов обещал решить проблему аварийного жилья за пять лет. «Мы сможем решить эти вопросы за пять лет. Такие обязательства партия «Единая Россия» на себя взяла», – уверял тогда глава правящей партии (см. «НГ» от 14.03.14).
Согласно плану Минстроя к сентябрю 2017 года из аварийного фонда должно быть расселено более 777 тыс. человек с общей площади в 11,3 млн кв. м. Согласно же оперативной отчетности Фонда ЖКХ на момент 1 сентября, расселено лишь 574 тыс. кв. м. К тому же, по данным статистики, доля площади аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда, наоборот, лишь возрастает. Так, если в 2000 году удельный вес ветхого и аварийного жилья составлял 2,4% от общей жилой площади в России, то в 2012 году он составил уже 3%. При этом площадь аварийного жилья за этот период увеличилась на 12,5 млн кв. м. То есть за год она увеличивается в среднем на 1 млн кв. м, в то время как должна была бы, по планам Минстроя, сокращаться на 2 млн кв. м.
«Ветхий фонд – это фонд с уровнем износа более 60%. Этот фонд можно отремонтировать и модернизировать. Его не нужно сносить. Аварийный жилой фонд – это то жилье, которое признано аварийным, в котором уже жить нельзя», – объяснял замглавы Минстроя Андрей Чибис. Под программу расселения соответственно попадает только аварийное жилье.
Нарастание бюджетных и экономических проблем, по мнению части экспертов, не станет помехой для расселения аварийных домов. «Исполнение программы с ярко выраженным социальным характером добавило бы правительству очков», – рассуждает член совета директоров компании «Стройинвесттопаз» Максим Раевский. Правда, по его прогнозу, 100% выполнения плана добиться все-таки не получится. «Мы прогнозируем выполнение плана на 60–70% от общего объема жилья, которое нужно расселить», – предполагает он.
По мнению гендиректора компании «Метриум» Марии Литинецкой, программа может начать буксовать в силу сокращения ее финансирования из бюджета. «Если программа буксовала даже в благоприятный период роста экономики, то сейчас тем более нет никаких оснований для того, что она будет выполняться. Ситуация в стране все хуже и хуже, поэтому такая программа должна в любом случае корректироваться под текущую ситуацию. Если программа сама по себе не выполняется, значит она неэффективная, значит нужно искать какие-то новые механизмы, другие методы решения проблем с расселением», – сообщает Литинецкая.
Таким «новым механизмом», видимо, и станут штрафные санкции. Несмотря на то что подписание соглашения – процедура официально добровольная, скорее всего массово выходить из программы по расселению субъекты не будут. «Минстрой обязал все регионы России подписать дополнительные соглашения с Фондом ЖКХ о финансовой ответственности за неисполнение федеральной программы расселения аварийного жилья. Отказ может привести к спорам с вышестоящими властями, с Фондом ЖКХ и даже к лишению федеральной поддержки», – поясняет партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Однако даже введение штрафов может не стать для регионов эффективным стимулом для выполнения программы. «Санкции ведь не будут применять, если просрочка по переселению или предоставлению отчетности возникла не по вине региона и не зависит от его действий. А на такие факторы можно списать почти все случаи просрочки регионов, а значит и штрафы не страшны», – уверен Липатов.
Добиться более эффективного выполнения плана по переселению, по мнению руководителя отдела по сопровождению деятельности ТСЖ, УК, ЖСК консалтинговой компании HEADS Артема Колчина, было бы возможно лишь с помощью введения санкций к чиновникам, ответственным за переселение. «Если должностные лица будут нести наказание в виде административной, дисциплинарной либо уголовной ответственности, тогда, возможно, программа будет реализовываться более динамично», – прогнозирует он.
Пока же государство продолжает выделять средства, лучшее, что остается субъектам, продолжать участвовать в программе.
«Регионам надо взбодриться и переселять жителей, пока дают деньги и пока не наступила еще более плохая экономическая ситуация. Когда поток денежных средств иссякнет, подрядчикам будет платить нечем, ветхое жилье будет продолжать ветшать, таким образом, вал проблем будет накапливаться. Поэтому чем раньше регионы освоят в нужном направлении эти деньги, тем лучше будет для всех», – резюмирует Литинецкая.
Участие в программе расселения – это не воля региона, а его обязанность, поясняют в Минстрое. Субъекты РФ могут не получать средства Фонда ЖКХ, но переселить людей из трущоб они обязаны в соответствии с теми целевыми показателями, которые по согласованию с губернаторами утверждены правительством РФ по каждому региону.
«Если регион откажется подписывать допсоглашение о введении финансовой ответственности за нарушение сроков реализации программы по расселению аварийного жилья, таким регионам мы будем приостанавливать финансирование со стороны Федерации. А ответственность для руководства регионов, которые срывают реализацию программы, на мой взгляд, очевидна», – заявил «НГ» Андрей Чибис.
Ольга Соловьева