19 октября 2018
В деревню - с выгодой
Российская газета

Покупатели коттеджей могут рассчитывать на скидки.

На первичном рынке загородной недвижимости сокращается объем предложения. В Московском регионе с начала года на локальный рынок не вышло ни одного нового поселка, а всего в первом полугодии было представлено 40 поселков с общим объемом предложения около 855 домовладений. Это на 16,5 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года, посчитали аналитики «Метриум».

— Низкая девелоперская активность последних лет обусловлена снижением спроса в сегменте по сравнению с докризисными временами, — отметил управляющий директор «Метриум Премиум» Илья Менжунов. — Тем не менее определенный интерес к формату сохраняется, чему в немалой степени способствуют гибкие условия покупки. Индивидуальные рассрочки, ипотечные программы с банками-партнерами и акционные предложения встречаются почти в каждом поселке. На некоторые лоты дисконт доходит до 25 — 30 процентов. Как правило, это давно экспонируемые, морально устаревшие коттеджи.

Между тем в целом по рынку цены на загородную недвижимость выросли в первом полугодии на 6,9 процента. Средняя стоимость домовладения составила 66,2 миллиона рублей. Больше всего средние цены выросли на Рублево-Успенском (плюс 20 процентов) и Киевском (плюс 6,2 процента) шоссе.

— В третьем квартале 2018 года 77 процентов сделок на первичном рынке загородного жилья пришлось на экономкласс, — рассказал руководитель Аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. — 14 процентов покупателей выбрали сегмент «комфорт», 5 процентов остановились на бизнес-классе, 4 — на высших ценовых сегментах. Что касается предпочтений клиентов, мы видим отложенный спрос в сегменте полностью готовых домов, но таких предложений пока крайне мало. В целом же для покупателей важны локация, удаленность от Москвы (желательно не более 30 — 40 километров), транспортная доступность, наличие инфраструктуры и коммуникаций, степень готовности дома и поселка. Илья Менжунов самой актуальной тенденцией на первичном рынке назвал стремление покупателей к приобретению жилья с финишной отделкой.

Такой запрос появляется сегодня все чаще. Некоторые ожидания, по словам эксперта, предполагают и более полную комплектацию дома, включающую мебель и бытовую технику. «Современные покупатели не готовы тратить свое время на разработку дизайна и ремонтные работы, а застройщики, в свою очередь, предлагают им такие решения, выставляя в продажу лоты с чистовой отделкой», — добавил Менжунов.

На вторичном рынке загородной недвижимости комфорт и бизнес-класса эксперты отмечают увеличение объема предложения и уменьшение средней стоимости покупки.

— Чтобы продать свой объект, продавцы практически всегда предоставляют покупателям скидку, размер которой на вторичном загородном рынке сейчас колеблется на уровне 10 процентов, а в ряде случаев может достигать трети от изначальной цены, — рассказала управляющий партнер «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости» Марина Толстик. — Таким образом, цена продажи в 90 процентов случаев заметно ниже цены предложения.

Во всех классах покупатели хотят получить максимально пригодный для проживания дом. Идеально, если все, что понадобится новому покупателю, — это тапочки. Если несколько лет назад относительно просто было продать объект, требующий ремонта, переделки, достройки, то сейчас это сделать крайне сложно, говорит Марина Толстик.

— Никто не хочет заплатить деньги, а потом еще вкладываться в загородный объект, тратить ресурсы на приведение его в идеальное состояние, — отметила эксперт. — Если мы говорим о покупке участка, то он должен быть с коммуникациями. Хорошее состояние объекта — это то, что формирует ликвидность. Сейчас на рынке столько предложений, что покупателю проще не вкладываться в недоделанный объект, а найти рядом сходный в хорошем состоянии.

По словам Дмитрия Таганова, показатели продаж на вторичном рынке загородной недвижимости сейчас на 32 процента ниже, чем было в прошлом году. Из всего объема заключенных сделок 43 приходится на коттеджи, 38 — на участки без подряда (УБП), 15 процентов — на дачи и 4 процента — на блокированную застройку (таунхаусы и дуплексы). При этом у дачных домов, как отметил эксперт, самый короткий средний срок экспозиции — около полугода. Для сравнения: коттеджи и таунхаусы находятся в продаже по 9 — 10 месяцев, а УБП могут стоять годами.

У Марины Толстик противоположные данные: по ее словам, на вторичном рынке отмечается рост числа сделок по сравнению с прошлым годом как минимум на 30 процентов, а также рост в денежном выражении более чем на 50 процентов. «Но это касается только объектов, которые выставлены по адекватной цене, — добавила эксперт. — Те, цена на которые установлена необоснованно высокой, продолжают экспонироваться годами, покупателям такое неинтересно».

Объект экономкласса на первичной «загородке» стоит сейчас в среднем 2 миллиона рублей, оценивает Дмитрий Таганов. Это на 9 процентов меньше, чем годом ранее. Средняя цена лота комфорт-класса за год почти не изменилась и равна 7,8 миллиона рублей. Средняя стоимость объекта в сегменте «бизнес» повысилась на 3 процента и составляет теперь 15,2 миллиона рублей.

— В премиум-классе лоты предлагаются в среднем за 27,5 миллиона рублей, что на 3 процента ниже прошлогодних значений, в сегменте «де люкс» — за 111 миллионов рублей, это на 8 процентов меньше, чем в 2017 году, — отметил Таганов. — Девелоперы готовы предоставлять скидки на объекты с какими-либо недостатками, например с неудачным расположением, а также в случае стопроцентной оплаты или ипотеки. Обычно дисконт не превышает 7 процентов. Значительные скидки могут говорить о серьезных проблемах у лота или у самого застройщика, и прельщаться ими небезопасно.

По данным статистики цены на загородную недвижимость выросли в первом полугодии на 6,9 процента.

Носкова Евгения