Минпромторг хочет ввести для регионов нормы по обеспеченности объектами торговли и услуг
Плановая экономика не забыта российскими чиновниками — Минпромторг планирует ввести для регионов нормативы по минимальному количеству объектов ритейла, а также прописать, сколько новых магазинов, заведений общепита и предприятий сферы услуг должно быть открыто в субъектах Федерации в ближайшие годы. Таким образом, чиновники планируют обеспечить не только Москву, но и глубинку «всем необходимым».
По данным консалтинговой компании RRG, около 40% площадей в Москве, которые можно было бы сдавать под объекты стрит-ритейла, сейчас пустуют. Проблема заключается в планировке первых этажей жилых зданий. Они часто строятся с большим количеством несущих стен и хоть теоретически предназначены для коммерции, больше напоминают многокомнатные квартиры. В результате в новостройках появляются не зарекомендовавшие себя на рынке крупные сети супермаркетов, а небольшие магазины с минимальным набором продуктов и невысоким сервисом.
Еще одной проблемой является неравномерное распределение торговых объектов основных форматов сетевой розничной торговли в России от региона к региону: обеспеченность населения магазинами в разных областях страны разнится в некоторых случаях в десять раз.
С неудобством помещений и неравномерным распределением качественного ритейла Минпромторг планирует бороться, воздействуя на региональные власти и на застройщиков.
По словам замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребрынка Минпромторга Никиты Кузнецова, ведомство рассматривает возможность введения нормативов по обеспеченности объектами ритейла для каждого региона, а возможно, и для каждого муниципалитета. В документе будет прописано, сколько торговых объектов, какого формата и размера должно находиться на территории региона. Также будет определено процентное соотношение по сегментам объектов ритейла: например, насколько больше супермаркетов, чем парикмахерских, должно действовать в регионе и т.д. На основе этих показателей планируется заложить примерные планы по открытию в регионах новых предприятий ритейла.
Как рассказал Никита Кузнецов РБК daily, обязанность соответствовать нормативам по ритейлу будет возложена на регионы. А они уже должны будут всячески привлекать торговцев. Регионы или федеральные власти могут внести изменения в градостроительные нормы. Например, обязав или рекомендовав застройщикам делать первые этажи привлекательными для ритейлеров: сооружать там как можно меньше несущих конструкций, делать вместительные пристройки, сооружать стеклянные витражи.
По мнению директора отдела исследований рынка CBRE Валентина Гаврилова, проблема с недостатком подобных помещений есть. Большинство существующего жилья в Москве строилось еще до начала применения при строительстве каркасных технологий, позволяющих избавиться от множества несущих стен на первых этажах. Если же делать первые этажи максимально свободными, считает г-н Гаврилов, можно обеспечить приток в жилой сектор крупных продуктовых сетей и заведений общепита. Сейчас, по данным RRG, доля ресторанов и кафе, размещенных в московских жилых домах, не составляет и процента от остального ритейла.
По словам представителя компании СУ-155 Романа Черниговцева, крупные девелоперы, работающие с панельными сериями, где запроектированы просторные первые этажи, не потеряют от возможных изменений. «Это однозначно удорожает технологию строительства, — уверена гендиректор «Метриум» Мария Литинецкая. — Много жилья строится по панельным технологиям, где вообще почти все стены несущие. Получается, что при новых требованиях первый этаж должен быть монолитным, а сверху может быть и панельным. Такие технологии, кстати, на рынке есть, например у ЛСР».
Гендиректор строительной компании KodRemonta Максим Сенькин опасается, что при введении нормативов предпринимателю может быть отказано во включении в адресную программу по размещению торговых объектов, если район, в котором он намерен открыть магазин, уже достиг установленной планки.
Как будут рассчитываться нормативы, пока неясно. Методику расчета планируется сформировать через полгода. По словам Никиты Кузнецова, к социологическим опросам населения прибегать, скорее всего, ведомство не будет. «Наверняка речь не идет о каком-то административно-принудительном формате. Будут учитываться трафик, структура жилых микрорайонов и местное законодательство по регулированию торговли, — предполагает глава пресс-службы X5 Retail Group Владимир Русанов (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). — Мы будем готовы участвовать в программах и с интересом изучать предложения регионов».
Алексей Синяков, Анна Левинская, Анастасия Дуленкова