Участники рынка загородной недвижимости по-разному оценивают итоги прошедшего лета, но сходятся в одном: разборчивый покупатель не оставляет мысли о покупке собственного дома на природе, а просто откладывает это на более благоприятный период.
И очень даже неплохие
Это лето на рынке загородной недвижимости прошло под знаком всевозможных скидок, свидетельствуют практически все опрошенные "Домом" эксперты. Размеры дисконтов начинались, по словам Ильи Менжунова, директора департамента элитной недвижимости "Метриум", от 15-25% на самые ликвидные объекты и заканчивались 30-50% на отдельные лоты. "Особенно выгодно этим летом можно было приобрести земельные участки в строящихся коттеджных поселках,-- рассказывает эксперт.-- Такие поселки -- это всегда зона риска, а в кризис это риск вдвойне. Поэтому девелоперы предлагали такие скидки, которые при стабильной ситуации на рынке получить невозможно".
Среди популярных механизмов, которые использовали застройщики для привлечения покупателей, можно отметить возвращение так называемых акционных домов. Этот метод практически постоянно используют для повышения привлекательности своих объектов и городские застройщики, выставляя по очередной акции пул квартир с определенными характеристиками и дисконтом. В классических загородных проектах речь идет, как правило, о гораздо более высоких бюджетах и меньшем количестве объектов, так что в лучшие времена девелоперы стараются продаж по этой схеме избегать.
Вообще-то, как утверждает Юлия Грошева, директор департамента загородной недвижимости Kalinka Group, в любом поселке всегда есть лоты, наименее желательные с точки зрения расположения и видовых характеристик. Индивидуальная более низкая цена добавляет таким предложениям привлекательности. Однако на этот раз акционные дома, которые девелоперы выставили в открытую продажу, как утверждает господин Менжунов, были далеко не худшего качества. Возможно, поэтому клиенты, приезжая на показ, нередко покупали их в итоге без скидки.
Переход завершен
Другая заметная на загородном рынке тенденция: расчеты практически во всех проектах, а также на вторичном рынке ведутся теперь в рублях. Нина Резниченко, руководитель департамента продаж загородной недвижимости IntermarkSavills, делится наблюдениями: "Если в прошлом году рыночная доля рублевых вариантов была минимальной, а для премиальных поселков доллары США и вовсе были основной валютой, то уже к июню этого года мы видим, что две трети всех предложений на премиальном рынке предлагаются покупателям в рублях, а в сегменте бизнес-класса число таких лотов еще больше -- они занимают 80% рынка".
Особенно прочно отечественная валюта закрепилась в среднем ценовом сегменте элитного рынка, то есть в бюджете от 30 млн до 45 млн руб., замечает Юлия Грошева. Такие цены можно найти, например, в поселках Villagio Estate, "Павлово-2", "Петрово-Дальнее", "Прозорово", "Рубин", "Княжье озеро", "Успенские усадьбы", "Успенка-2", "Лион", "Парк Рублево".
Курс доллара и евро -- основных валют, в которых хранятся сбережения тех, кто может себе позволить покупку загородного дома в высокобюджетном сегменте,-- за лето вырос и пока продолжает подниматься. Все это в совокупности дает основание надеяться на осенний рост продаж, считает директор по продажам ГК "Сапсан" Иван Потапов. А по мнению Ирины Калининой, управляющего партнера Point Estate, в сегменте элитной загородной недвижимости всплеск интереса клиентов уже начался и произошло это в начале августа. Выгода для них ощутима: дома, которые раньше стоили $1 млн, сегодня можно купить всего за $500 тыс., замечает эксперт.
Дешевле на четверть
Другие участники рынка заметили, что нынешним летом было очень большое количество звонков и показов на объектах, а число завершенных сделок либо не изменилось, либо снизилось по сравнению с предыдущими периодами. "Агенты буквально пропадали "в полях", однако до сделок доходило очень редко,-- вспоминает директор департамента загородной недвижимости Vesco Group Евгения Панова. -- Более того, наблюдаем непривычно большой процент отказов от сделок уже по факту передачи задатка и даже с потерей этого задатка". В ее компании также отмечено падение звонков на 30-35% по сравнению с весной текущего года, а вот общее число сделок осталось прежним, при этом бюджеты просели примерно на 25-30%
Такие же наблюдения у Надежды Хазовой, генерального директора агентства "Усадьба": "Несмотря на довольно большое количество запросов, продаж было очень мало. Что касается цен, то по начально заявленной стоимости прошло минимальное количество продаж. Иногда финальная сумма сделки отличалась от стоимости экспозиции на 20-30%".
Число звонков и показов по сравнению с весной и прошлым летом не изменилось, говорит Андрей Кройтор, директор департамента загородной недвижимости "Инком-Недвижимости", а вот сделок было совершено на 13% меньше, чем весной, и на 37% меньше, чем летом прошлого года. Он также отмечает, что цена объектов загородной недвижимости снизилась в среднем на 10-15%. Таким образом, делает вывод эксперт, на рынке сформировался отложенный спрос.
Его слова подтверждает Ирина Калинина: "Сегодня на рынке еще есть довольно большое количество клиентов, собиравшихся купить загородный дом, но пока не решившихся на этот шаг". С началом осени такие покупатели обычно возвращаются из отпусков и начинают более активно заниматься этим вопросом. И в сегодняшних условиях, если они имеют бюджеты в долларах, ситуация складывается в их пользу, рассуждает эксперт, и приводит пример: "Если полтора года назад хороший загородный дом в элитном поселке мы продавали за $2 млн, полгода назад аналогичное предложение уходило с рынка за $1,3 млн, то сегодня подобный дом в том же поселке выставлен на продажу уже за 45 млн руб.".
Если учесть, что сегодня доллар стоит более 70 руб., то несложный подсчет показывает, что всего за полтора года стоимость дома в долларовом эквиваленте упала втрое. Цифры эти уже соблазняют покупателя, и если бы не его тревожные ожидания следующего подскока валют и боязнь все-таки переплатить, то можно было бы рассчитывать на осеннюю волну продаж -- по крайней мере в высокобюджетных сегментах. Но пока курсы не зафиксируются хотя бы на некоторое время, приходится ждать.
Марта Савенко