План экс-президента Дмитрия Медведева переселить федеральных чиновников в Новую Москву, судя по всему, не удался. Что же теперь будет с этой гигантской столичной окраиной?
На минувшей неделе в Москве прошел Урбанистический форум - крупный слет мировых экспертов в области архитектуры. Одной из его главных тем стало улучшение жизни городских окраин. И вот ведь совпадение: именно российской столице предстоит в ближайшие годы решить грандиозную задачу освоения новых территорий. Прошло полтора года с тех пор, как Москва пережила самое крупное за всю свою историю расширение: к ней были присоединены земли на юго-западном направлении - от Кольцевой автодороги почти до границы с Калужской областью. Досужие остряки говорили: "Москва лопнула по шву". Как бы то ни было, количество квадратных километров, официально считающихся московскими, увеличилось тогда в 2,4 раза. Первоначально предполагалось, что на новые территории переедут федеральные органы власти, включая парламент, правительство и министерства. Кому-то почудилось, что сбудутся наконец чаяния градостроителей и архитекторов, и у столицы появятся другие точки притяжения помимо центра, будет снято вековое проклятие радиально-кольцевой структуры, автомобили и люди начнут стремиться прочь от Садового кольца - в Новую Москву, и в этих благословенных местах мы получим новое качество жизни - сочетание загородной экологии и городских удобств. Словом, у столицы, казалось, появился шанс начать жизнь с нового листа, то есть с новой территории.
Но постепенно стало ясно, что федеральная власть в Новую Москву ехать не спешит. В Минэкономразвития все задержки списывают на нехватку времени - мол, министерство не успевает в нужный срок (к весне 2014-го) сформировать список ведомств, которые должны были переехать, освободив старые "квартиры". Не успевают чиновники и оценить освобождаемые здания в центре, чтобы взять под залог этой недвижимости средства для строительства нового федерального центра за МКАД. Однако настоящая причина, судя по всему, в том, что действующий президент не считает эту идею своей, а значит, массированного вливания бюджетных денег в новые территории не намечается (хотя официально проект до сих пор не отвергнут). Что же будет с этими московскими территориями? Превратятся ли новые столичные округа в гигантские спальные районы или у них есть какое-то иное, более интересное будущее? "Профиль" обсудил с экспертами возможные варианты развития событий.
Вариант первый мы условно назвали "пессимистическим". Новую Москву будут использовать как "колонию": строить социальное жилье, переселять туда очередников, отправлять лишние в старой Москве производства. Новая Москва будет развиваться так же, как и ближнее Подмосковье, - хаотично, без плана, как выгоднее застройщикам. "На этом направлении действительно трудно ожидать каких-то позитивных событий, - считает архитектор Михаил Хазанов, автор нескольких проектов зданий для ведомств, включая здание правительства Подмосковья в Мякининской пойме.
- Сейчас вся стратегия развития в руках земельных комиссий, а вовсе не у архитекторов, лишенных градостроительной инициативы. Так что можно "рисовать" какие угодно концепции развития территорий, но Новая Москва будет развиваться в зависимости от того, кому принадлежит конкретная строительная площадка".
По словам экспертов, разрешений на строительство в Новой Москве - с момента объявления о присоединении до законодательного оформления процесса - было выдано на десятки миллионов квадратных метров.
"Выдавали их не московские инстанции, а местные, как это обычно бывает перед сменой власти или изменением законодательства, когда выписывается масса документов, дающих конкурентные преимущества определенным людям, - объясняет директор аналитического центра портала Гдеэтотдом.ру Александр Пыпин. - В результате застройщики, которые на тот момент уже начали работы на участках, сняли сливки: цены повышались чуть ли не каждую неделю и через полтора года выросли на 30% - с 50 тыс. (в среднем) до 80 тыс. рублей за квадратный метр". Новая Москва действительно выглядит лакомым куском для застройщиков. Дело в том, что территория эта заселена пока неплотно, но уже сегодня дает московскую прописку. "Кроме того, на стоимость недвижимости сильно влияет и дорожная инфраструктура, а тут планируется расширение дорог, строительство новых трасс, метро, - поделилась с "Профилем" Мария Литинецкая, генеральный директор компании "Метриум", ведущей несколько проектов в Новой Москве. - Если сравнивать эту территорию с Подмосковьем, то у Новой Москвы явный приоритет".
По информации департамента развития новых территорий, в ближайшие двадцать лет на присоединенной территории должно быть построено до 100 млн квадратных метров недвижимости, в том числе в 2013-м - около 1,7 млн. По большей части это жилье. И вопрос, насколько удастся избежать превращения зеленой и малонаселенной Новой Москвы в новые глухие спальные районы, остается открытым.
Вариант второй можно назвать "оптимистическим". Новая Москва все-таки будет развиваться "как лучше", а не "как всегда"; у городских властей хватит воли и настойчивости, чтобы начать создавать здесь новое качество жизни, а заодно отчасти помочь старой Москве вздохнуть свободнее. Рецепт превращения этих мест в город-сад подробно и красочно описан. Теоретическую часть будущей Новой Москвы и Подмосковья проработали так основательно, как, пожалуй, не планировали градостроительное развитие ни одной части России. Летом 2012 года Москомархитектурой был проведен международный конкурс на лучший проект развития московской агломерации. На него было подано 67 заявок от авторитетнейших экспертов из 21 страны мира. Конкурс проводился по трем направлениям: развитие московской агломерации (столица плюс область), развитие Новой Москвы (столица в пределах МКАД плюс прирезанный с юго-запада кусок) и место для размещения федерального центра.
По первым двум позициям было выдвинуто немало интересных предложений. Например, предлагалось превратить город из моноцентричного в полицентричный, при этом количество центров варьировалось от четырех (по количеству аэропортов) до нескольких десятков. Участники конкурса советовали окружить Москву сетью дорог, позволяющих миновать центр, причем по большей части не автомобильных, а железнодорожных (от скоростных электричек до современных трамваев), вывести из центра все вокзалы, ну и, конечно, освободить Москву от нынешних министерств и ведомств, раскидав их по городам Подмосковья. Что касается самой столицы и ее новых территорий, то здесь все распланировали еще подробнее, предложив построить малоэтажные, европейского вида кварталы со всеми удобствами, парковками, поликлиниками и парками. То есть ровно то, о чем мечтает любой современный горожанин. Вот только интеллектуальные находки, за которые, между прочим, было заплачено почти 15 млн евро бюджетных денег, могут остаться невостребованными.
"Это был конкурс идей, и люди, которые в нем участвовали, безусловно, привнесли очень много своей энергии и усилий в эту работу. Совсем не использовать результаты было бы и неправильно, и некорректно, и несправедливо, и расточительно, - рассказал "Профилю" главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. - Мы стараемся вести консультации с командами, которые работали. Конкретный пример: на разработку концепции делового центра мы приглашаем американскую команду, которая победила в конкурсе. Она будет работать в сотрудничестве с Институтом Генерального плана Москвы. Но, объективно говоря, в силу того, что конкурс идей не имел под собой жесткого технического задания, а также необходимой аналитики, которая тогда просто не была создана, физически применить многие концепции оказалось невозможно. Это был серьезный опыт, большая и полезная дискуссия. В итоге многие здравые идеи нашли свое подтверждение - например, необходимость полицентричного развития города, необходимость активного развития транспорта, включая развитие коммуникаций с аэропортами. Сказать, что все это не нужно, нельзя. Однако взять эти работы, наложить их на карту и делать, конечно, не получится".
"Есть правильные замыслы, но трудность заключается в том, что на этой территории очень много прав собственников, присутствуют совершенно хаотичные интересы, которые невероятно сложно согласовать, - признался в беседе с "Профилем" главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов. - Одной проектной воли недостаточно. Не получится ли из Новой Москвы очередной спальный район? Мы всеми силами пытаемся этого не допустить - и Институт Генплана, и Москомархитектура. Хотя при таких дырках в законодательстве это чрезвычайно сложно. Мы пытаемся сделать так, чтобы она не потеряла своих качеств загорода, но в то же время приобрела черты города".
Жизненный опыт и здравый смысл подсказывают, что обычно не сбываются ни лучшие, ни худшие прогнозы, а получается что-то среднее. Поэтому третий вариант мы назовем "реалистическим". Жизнь, как водится, проложит по этим территориям свое собственное русло, которое станет некоторым компромиссом между государственной волей и частными интересами. Причем в каждом конкретном случае баланс будет выглядеть по-разному, и картина Новой Москвы сложится из кусочков в некую мозаику.
Уже сейчас можно говорить о том, что после присоединения жизнь в Новой Москве пусть и не сильно, но изменилась. В августе начал действовать единый проездной билет, и передвигаться по новой территории столицы стало дешевле. Во многих районах наблюдается оживление в социальной сфере: строятся и ремонтируются школы, детские сады, больницы. Из бюджета Москвы на эти нужды выделяется около 6 млрд рублей в год. Медикам добавили машин "скорой помощи". Школам повысили норматив финансирования: теперь они получают по 150 тыс. в год на одного ученика против прежних 67 тыс. Пенсионерам повысили пенсию до столичного минимума в 12 тыс. рублей. Уже в следующем году обещают построить новые станции метро: "Тропарево", "Румянцево", "Саларьево". А также дорогу Солнцево-Бутово-Видное - фактически дублер МКАД на расстоянии 10-15 км от нее.
Префект Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) Владимир Жидкин обещает, что в планах развития используют советы международных экспертов, участвовавших в конкурсе московской агломерации. "Новая Москва будет расти полицентрически, в ней появится двенадцать точек роста, - заявил он на недавней пресс-конференции. - Речь идет о поселках Румянцево, Коммунарка, Мосрентген, Рязановском и Внуковском поселениях и других. Закладываем в Генплан экологический каркас территории - запланировано создание минимум сорока пяти парков". Что касается квартала, отведенного под федеральный центр, он останется "бюрократическим", только станет гораздо скромнее: планируется, что туда переедет новая префектура ТиНАО.
Впрочем, параллельно с этим идут и другие процессы, которые выглядят не так позитивно. Например, наблюдается увеличение продаж дач и земельных участков, то есть дачники бегут из Новой Москвы, опасаясь, что обещанное властями развитие территорий выльется для них в потерю собственности по сочинскому сценарию.
Сейчас на новой территории идет ревизия инвестиционных контрактов, сравнимая с той, что провел Сергей Собянин в старой Москве, придя на должность мэра. "Это очень разумная мера, - уверен Александр Пыпин. - Застройщики, которые успели получить кредиты, выйти на участки и начать продажи, - те строят. Те, у кого на момент присоединения были только участок и пара красивых картинок, будут ждать принятия нового Генерального плана. Этот самый Генплан обещают для присоединенных территорий предъявить общественности в 2015 году".
"Девелоперы не слишком возражают против пересмотра контрактов: им самим хочется понять, что появится в перспективе в той или иной части Новой Москвы, - резюмирует эксперт. - Сейчас новые проекты на рынок не выходят, достраиваются старые. Когда этот период закончится, начнется следующий этап, тогда и начнет появляться некое новое лицо города".
ИРИНА ФРОЛОВА