Сбербанк запускает проект, в рамках которого его клиенты смогут оплачивать покупку квартир банковской картой. Опрошенные РБК эксперты не исключают, что девелоперы могут включать комиссию за эквайринг в стоимость квартир
Сбербанк запустил пилотный проект, в рамках которого клиенты банка смогут оплачивать покупку квартиры банковской картой, рассказала "Ведомостям" глава управления торгового эквайринга банка Светлана Кирсанова. Проект стартовал в ноябре, в нем принимают участие 20 крупнейших девелоперов, включая "Группу ЛСР", "Эталон", "Пионер" и группу ПИК.
Пилот продлится до января 2017 года и будет распространяться на Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск и Воронеж. Если он окажется успешным, банк планирует расширить его по всей стране, отмечает издание.
В рамках проекта владельцы карты Сбербанка могут оплатить всю или часть стоимости квартиры картой на сайтах четырех застройщиков или через POS-терминалы в офисах партнеров.
По словам Кирсановой, комиссию за прием карт платит застройщик. Размер комиссии она не назвала. Стандартная комиссия, взимаемая банками-эквайрами с продавцов, составляет как правило 1-2% в зависимости от типа торговой точки, категории карты и оборотов, отмечает газета. Часть комиссии банк оставляет себе, еще часть начисляет банку, выпустившему карту.
В ходе пилотного проекта оплатить квартиру можно будет только картой Сбербанка, подчеркнула Кирсанова. Она не уточнила, смогут ли держатели карт других банков купить квартиру таким образом.
Цена удобства
Идея использовать пластиковые карты в расчетах при сделках с недвижимостью интересна и современна: сейчас крупные участники рынка, в том числе группа ПИК и АИЖК, движутся в сторону упрощения процедуры покупки недвижимости, говорит генеральный директор компании "МИЭЛЬ-Новостройки" Наталья Шаталина. Но она затрудняется предположить, найдет ли эта инициатива большой отклик среди покупателей, так как многие, по ее словам, все же предпочитают не хранить крупные суммы на карточках. "Скорее всего, этот вариант больше подходит для того, чтобы вносить часть оплаты или первоначальный взнос, например, до 500 тыс. руб.", - предположила она в ответе на запрос РБК.
Исполнительный директор компании ФЦСР (девелопер "Квартала Триумфальный") Павел Телушкин добавляет, что покупатели дорогого жилья вряд ли будут держать большие суммы, достаточные для покупки квартир, на одном счете. "Как показывает опыт кризисных лет, эти деньги могут быть заморожены, заблокированы, а операции с ними ограничены. Возникают и другие риски: банк может потребовать подтвердить легальность происхождения средств на счете, прежде чем их можно будет перевести на приобретение квартиры", - отмечает он.
Шаталина не исключает, что девелоперы могут закладывать размер комиссии за эквайринг в стоимость квартиры. Размер комиссии, по ее словам, зависит от ставок банка, но это не самая расходная часть. По ее словам, скидки, которые предлагают девелоперы клиентам, в разы больше комиссии и достигают 10-15%.
Телушкин, в свою очередь, говорит, что комиссия, которую будут платить застройщики в рамках проекта Сбербанка, должна быть "безусловно ниже" стандартной комиссии в розничной торговле или повседневных услугах (1-2%). "Такая банковская "такса" будет слишком высокой для рынка жилья, где речь идет об огромных суммах, которые люди подчас выплачивают всю жизнь. На мой взгляд, комиссия в случае с квартирами не должна превышать 0,5%", - полагает он.
Управляющий партнер "Метриум" Мария Литинецкая тоже считает, что если комиссия за эквайринг будет составлять 1-2%, то она станет заградительной для внедрения оплаты покупки недвижимости по карте. "1% - средний размер обязательного страхования ответственности застройщиков. Даже эта сумма серьезно отражается на финансовой нагрузке девелопера и приводит к снижению маржинальности проекта. Поэтому не думаю, что застройщики будут серьезно заинтересованы в оплате сделки по карте, ведь, несмотря на удобство, урезать и без того невысокую доходность еще на 1-2% абсолютно невыгодно", - сказала она РБК.
Чтобы объяснить, как рынок недвижимости может отреагировать на нововведения от Сбербанка, Литинецкая приводит в пример автомобильный бизнес. "В большинстве автосалонов у клиентов есть возможность оплатить покупку по карте. Но в таком случае стоимость автомобиля увеличивается на 2-3% - автоцентр закладывает комиссию за эквайринг в сумму сделки", - говорит она. По ее мнению, так же будут поступать и девелоперы и в итоге клиенту придется платить больше.
Литинецкая признает, что комиссия за эквайринг в разы ниже, чем размер предлагаемых девелоперами скидок (в среднем, по ее словам, - 5-7%), но она не считает, что клиент выберет между возможностью оплатить покупку картой и снижением скидки на те же 2% первый вариант. "2% от цены квартиры в 10 млн руб. - это 200 тыс. Думаю, ради экономии такой суммы покупатель будет готов потратить время и сделать безналичный перевод. К тому же программа "Спасибо от Сбербанка" (возврат 0,5% от размера платежа в виде бонусов) с той же суммы позволит получить только 50 тыс. руб. То есть дольщик теоретически потеряет на нововведении 150 тыс. руб.", - предполагает она.
Автор: Екатерина Мархулия