В ПРЕДДВЕРИИ дачного сезона спрос на первичном рынок загородной недвижимости упал почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Эксперты прогнозируют переход покупателей на вторичный рынок и расцвет аренды недорогих коттеджей.
Сегодня лишь у пятой части потенциальных покупателей загородной недвижимости есть свободные деньги для совершения сделки, а владельцы домов на "вторичке" все чаще готовы продать их по бросовой цене. К таким выводам пришли в департаменте загородной недвижимости компании "ИНКОМ-Недвижимость".
В элитном сегменте первичного рынка покупатели заметно умерили аппетиты, но не застройщики. По данным компании "Метриум", по итогам прошлого года средний бюджет покупки снизился до 91,5 миллиона рублей, год назад он составлял около 187,6 миллиона. Застройщики же снизили цены в среднем на 10 процентов - до 104 миллионов рублей. Это на 14 процентов превышает среднюю стоимость предпочитаемого клиентами объекта.
Самая высокие расценки на домовладения на Сколковском (1,4 млрд руб.), Рублево-Успенском (459 млн), Новорижском (223 млн) и Минском шоссе (184 млн). Правда, в этом году ситуация начинает меняться. "За январь-февраль средняя стоимость квадратного метра, номинированная в рублях, сократилась на 2,4 процента. При этом на первичном рынке в наиболее ликвидных проектах цены начали расти: только за февраль застройщики дважды повысили стоимость предложения, - говорит Илья Менжунов, директор департамента элитной недвижимости компании "Метриум". - В дальнейшем, на мой взгляд, цены на вторичном рынке замедлят темпы падения".
В сегментах менее дорогого жилья цены вторички будут. "Это объясняется, в частности, тем, что сейчас все больше людей не тянут обслуживание загородного дома, требующее регулярных финансовых затрат, и решают избавиться от такого "актива". Нередко они стараются сделать это "чем быстрее, тем лучше", что приводит к продаже дома по бросовой стоимости. В итоге средняя цена реализации на "вторичке" уменьшается", - объясняет директор департамента загородной недвижимости компании "ИНКОМ-Недвижимость" Андрей Кройтор.
По его мнению, в этом "виноват" и сам первичный рынок: на нем появляется крайне мало новых проектов, и эта ситуация точно серьезно не изменится в ближайшие годы. "Наконец, на вторичном рынке можно купить готовый дом и сразу в него переехать, что особенно актуально для тех, кто приобретает загородную недвижимость по схеме trade-in. К тому же в этом случае покупатель экономит на ремонте. Первичный рынок, к сожалению, почти не предлагает готовых домов с отделкой, хотя спрос на такой товар есть.
Желание жить в загородном доме при отсутствии необходимых средств на его приобретение превращает потенциальных покупателей в арендаторов. В компании "ИНКОМ-Недвижимость" отмечают, что в последние годы спрос в сегменте загородной аренды ежегодно увеличивается на 20 - 25 процентов. В целом дачи и дома экономкласса сейчас сдаются по цене от 15 до 50 тысяч рублей в месяц, коттеджи и таунхаусы комфорт-класса - от 50 до 100 тысяч рублей. Домовладение сегмента "бизнес" можно арендовать за 100 - 150 тысяч рублей, дом премиум-класса - от 150 тысяч рублей.
"В прошлом году стали более востребованы небольшие коттеджи площадью до 100 кв. м по цене до 50 тысяч рублей в месяц. Есть люди, которые хотят снять домик площадью 40 - 60 кв. м, мотивируя это тем, что все равно большую часть времени будут проводить на воздухе", - уточняет Андрей Кройтор.
При этом, по его наблюдениям, для клиентов важно расстояние от Москвы - желательно не более 70 - 90 километров, наличие поблизости леса, реки, продуктовых магазинов.
А вот в компании "МИЭЛЬ-Аренда" ни роста спроса, ни роста предложения на рынке загородной аренды пока не видят, хотя очень на этот рост рассчитывают. "На протяжении последних нескольких лет мы наблюдаем как снижение спроса, так и предложения на рынке загородной аренды, и особенно в сегменте сезонной аренды. Последние три года мы каждый раз полагаем, что в связи с достаточно трудной экономической ситуацией и высокой стоимостью заграничного отдыха люди начнут снимать дома на лето, но в полной мере наши предположения не оправдываются, - признается директор компании Мария Жукова. - Безусловно, мы допускаем, что часть арендаторов и арендодателей перешли на поиск летних вариантов онлайн и предпочитают использовать социальные сети, дружеские рекомендации или проверенные связи".
По данным компании "МИЭЛЬ-Аренда", основной интерес "летних арендаторов", которые снимают жилье в период с мая по сентябрь, лежит в ценовом диапазоне до 50 тысяч рублей в месяц, а таких вариантов крайне мало. И чтобы найти подходящий домик на лето с тапками и шторами, стоит поспешить.
Желание жить в загородном доме при отсутствии необходимых средств на его приобретение превращает потенциальных покупателей в арендаторов
Автор: Наталья Барановская