Девелопер Etalon Group рассказал: 40% жилья в Петербурге и Московском регионе покупают жители других регионов. В столичном регионе в целом это около 10%
Etalon Group в первом полугодии 2014 г. заключила с покупателями 4333 контракта на продажу жилья - на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила компания. Etalon продает жилье в Петербурге и Московском регионе через торговую сеть в регионах с наиболее платежеспособным населением, объясняет динамику президент группы Вячеслав Заренков (его слова приведены в сообщении). Во II квартале на региональную сеть, по его данным, пришлось около 40% продаж от общего числа заключенных контрактов.
Обычно на долю продаж в регионах у Etalon приходится около трети от общего объема продаж, говорит директор по корпоративным инвестициям компании Etalon Кирилл Багаченко. В отчетах за 2011 и 2012 гг. компания писала, что ее региональная сеть (тогда она охватывала девять регионов) генерирует до 30% доходов. В 2013 г. на нее пришлось 32,7% продаж, тогда у компании было 14 офисов продаж за пределами Петербурга, в том числе в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и Якутии. В I квартале на долю продаж в регионах у Etalon пришлось уже 35%, во II квартале - около 40%, говорит Багаченко.
Такое количество сделок в регионах - особенность Etalon, считает Багаченко: компания давно выстраивала региональную сеть, сейчас у Etalon 12 собственных офисов по стране (без учета Московского региона) и партнерские отношения с региональными агентствами недвижимости.
У большинства застройщиков доля жилья в столицах, продаваемого жителям других регионов, меньше. У группы «СУ-155», по словам ее представителя, покупатели из регионов в первом полугодии купили 23% квартир, расположенных в Москве и области. У корпорации «Баркли» - около 23% (за все время), передала через представителя коммерческий директор корпорации Екатерина Фонарева. У группы ЛСР в первом полугодии доля покупок иногородними покупателями составила более 30% как в деньгах, так и в штуках, говорит Денис Бабаков, коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад». Региональные продажи у петербургского застройщика «Ленстройтрест» стабильны: примерно 20%, говорит его директор по продажам Анжелика Альшаева.
В целом же на первичном рынке массового сегмента в старой Москве доля покупателей из регионов в среднем около 10%, в новой Москве в некоторых проектах она может доходить до 30%, говорит гендиректор «Метриум» Мария Литинецкая (комментарии она передала через представителя). Новостройки в новой Москве привлекают покупателей возможностью получить постоянную регистрацию, доступными ценами и перспективами развития, объясняет Литинецкая.
Доля покупателей из регионов зависит от ценовой политики: в московских объектах бизнес-класса она невелика, а в недорогих объектах Московской области может превышать 40%, передал через представителя замруководителя департамента новостроек компании «НДВ-недвижимость» Антон Конобеевский. У ЛСР большая часть проданных региональными продавцами квартир пришлась на массмаркет: в этом сегменте продажи квартир жителям регионов выросли на 5% к аналогичному периоду прошлого года, говорит Бабаков.
Недвижимость в Москве и Подмосковье приобретают приезжие из нефтегазовых регионов (в том числе планирующие выйти на пенсию) и крупных промышленных городов, делится наблюдениями Конобеевский. Есть случаи, когда жилье покупают для детей, а некоторые уже давно живут в Москве, арендуя жилье, и накопили на собственную квартиру. Чаще всего жители регионов, приобретающие квартиры в Москве, до момента покупки проживали в столице уже довольно долго, согласна Литинецкая. Реже жители регионов покупают квартиры в Москве сразу же после переезда, продолжает она, а приобретение столичного жилья с инвестиционной целью вообще редкий случай - управлять ею издалека сложно.
Мария Дранишникова, Надежда Зайцева, Ведомости