Сми о нас

Елена Кудымова

Директор по связям с общественностью

+7 (499) 755-20-20 pr@metrium.ru

«Потребительский терроризм только будет набирать обороты»

Коммерсантъ

Управляющий партнер «Метриум» Мария Литинецкая о возможностях дольщиков.

Потребительский терроризм был на рынке недвижимости всегда. Сейчас застройщики говорят о нем все чаще: массово распространяются услуги юристов, которые за комиссию готовы научить клиента определенным нечестным приемам отъема денег у девелопера или стать его представителями в суде. Корректно ли называть эти случаи именно потребительским терроризмом? Конечно, требование неустойки за срыв сроков сдачи — это законное право дольщика. И даже принципиальный отказ от подписания дополнительного соглашения о переносе даты ввода — вполне нормальная ситуация. Совсем другое, когда за дело берутся юристы, основная деятельность которых взыскание штрафов. Сейчас они активно ищут возможность заработать и буквально навязывают свои услуги.

В среднесрочной перспективе такая возможность у них будет на фоне новых поправок в федеральный закон N214. В конечном итоге должно сократиться количество проблемных объектов, поскольку на рынке останутся только состоятельные игроки с финансовой подушкой безопасности и бэкграундом из уже введенных в эксплуатацию объектов. Но любая революция не обходится без жертв.

Требование компенсации за нарушение сроков строительства далеко не единственный нечестный прием, к которому прибегают покупатели. Еще один — оптовая покупка. Клиент заявляет, что хочет приобрести три, четыре или пять квартир. Естественно, в таком случае он может рассчитывать на существенную скидку. Когда стороны приходят к соглашению, идет стандартная процедура подготовки ДДУ, а также отправки пакета документов в Росреестр. Причем покупатель не использует аккредитив, а вносит деньги на счет застройщика в обозначенный договором срок. Но клиент оплачивает стоимость лишь одной квартиры, получая приличный дисконт за опт, которого фактически нет. Остальные договоры просто расторгаются. В итоге девелоперы теряют не только прибыль, но и, возможно, упускают клиентов, для которых на время оформления сделки забронированные лоты были недоступны.

Бывает также, что покупатель намеренно затягивает сроки подписания акта приема-передачи ключей. Причины такого поведения могут быть абсолютно разными. Одни до последнего не хотят платить за коммунальные услуги. Заключавшие ДДУ для приобретения квартиры с инвестиционной целью не желают принимать жилье, так как еще не нашли покупателя. Третьи стремятся вывести застройщика на просрочку, чтобы в дальнейшем судиться с ним. Как правило, схема действий во всех случаях одинакова. Покупатель приходит на осмотр квартиры буквально за пару дней до того, как истекает срок, согласно которому девелопер имеет право подписания одностороннего акта приема-передачи. Далее дольщик отказывается принимать квартиру, поскольку находит несущественные недостатки. Например, один из таких «террористов» обнаружил на входной двери небольшую царапину и потребовал заменить дверь. После того как застройщик ее обновил, клиент нашел другую потертость и снова отказался от подписания акта. В итоге дверь меняли три раза, а срыв срока передачи ключей составил около двух месяцев. За денежным возмещением этих «потерянных» дней покупатель обратился в суд. Но апогеем этой истории стало то, что, делая ремонт, покупатель заменил дверь, установленную застройщиком.

Мы используем cookie и собираем метаданные для удобства работы с сайтом. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку указанных данных.