На вчерашнем совещании по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и области президент Владимир Путин возложил большие надежды на строительство новой кольцевой дороги вокруг Москвы – ЦКАД. Это будет чуть ли не очередная стройка века – 520 км высококачественной широкой дороги, вокруг которой оживут прилегающие территории и поднимутся города. И самое главное – ЦКАД станет образцом для подражания, так как президент планирует на ее примере искоренить коррупцию в дорожной отрасли. Правда, граждане заплатят за дорогу вдвойне. Сначала часть средств на проект выделит федеральный бюджет, пополняемый за счет налогов, также есть предложение направить на него 150 млрд. руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ), в котором аккумулированы пенсионные накопления. Затем граждане будут платить за проезд по комфортной трассе, чтобы она окупилась.
Проблема автодорог для россиян, замечает Владимир Путин, «очень чувствительная», и, пожалуй, наиболее остро она стоит в столичном регионе и в Подмосковье. Решить ее должна Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), которая разгрузит федеральные трассы и Московскую кольцевую автодорогу (МКАД).
ЦКАД станет не только новой дорожной артерией двух субъектов РФ, но и образцовой трассой страны, к строительству которой нельзя будет придраться и с точки зрения качества, и с точки зрения эффективности расходов. Путин предупредил строителей и местных чиновников, что любые спекуляции, коррупционные схемы, попытки раздуть сметы, планы нажиться при выкупе земель под строительство ЦКАД будут жестко пресекаться. Ценовые риски проекта должны быть минимизированы, а все графики соблюдены. Президент планирует, что первая очередь ЦКАД будет полностью запущена к 2018 году.
На данный момент проект оценивается в 300–350 млрд. руб. Напомним, ранее власти хотели достроить основные участки ЦКАД, которые позволят замкнуть кольцо, чуть позже – к 2020 году. Но потом было принято решение ускориться, что тут же привело к удорожанию проекта почти на 70 млрд. руб. Вчера Минтранс предложил выделить на ускорение строительства ЦКАД около 150 млрд. руб. из ФНБ. Помимо этих средств около 71 млрд. руб. на проект направит федеральный бюджет и почти 80 млрд. – инвесторы. Как уточнил глава Минтранса Максим Соколов, деньги ФНБ поступят путем размещения корпоративных облигаций госкомпании «Автодор» на возвратных условиях со ставкой инфляция плюс 1%. Источником возврата средств станет плата за пользование дорогой, передает слова министра Интерфакс. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев добавил, что средства могут быть выделены на срок до 28 лет с условием освобождения от платы по процентам в течение первых семи лет. Путин тут же отреагировал: нельзя делать стоимость проезда по ЦКАД заоблачной. «Это должна быть такая величина, которая будет доступна для граждан и необременительна для участников внешнеэкономической деятельности», – сказал президент.
Идея подстраховать за счет новой кольцевой дороги действующую МКАД возникла давно. В более или менее осязаемый проект она оформилась еще до кризиса 2008 года. Сейчас, согласно официальной справке, в проекте указано, что общая протяженность ЦКАД должна составить около 520 км, количество полос варьируется от четырех до восьми, количество развязок – 34, мостов, путепроводов и эстакад – 278, расчетная скорость движения по дороге от 80 до 140 км/ч. Строительство ЦКАД предполагает реконструкцию и расширение ныне действующих трасс, включая так называемую бетонку. Из-за расширения Москвы теперь ЦКАД частично пройдет и по столичной земле.
Заметим, ранее планировалось, что строительство новой кольцевой дороги не только улучшит транспортное сообщение и оптимизирует грузоперевозки, но и станет настоящим стимулом для возрождения прилегающих территорий, населенных пунктов, небольших городов. Чиновники, впадая в настоящую маниловщину, ожидали, что рядом с дорогой появятся новые рабочие места, случится строительный бум, наладятся социальная и экономическая сферы, станет доступнее инфраструктура. Сейчас об этих надеждах они, правда, почти не вспоминают. В том числе потому, что их затмили новые ожидания: теперь все ждут строительного бума и всплеска уровня жизни от расширения Москвы.
Эксперты признают, что строительство ЦКАД необходимо. Но в эффективность реализации проекта они верят с трудом. «Львиная доля транспортных потоков идет через Москву – в частности, до 60% потока внешнеторговых грузов. И если уж избежать этого тяготения к Москве мы не можем, то нужно увести транзитные потоки в сторону от города и существенно повысить скорость транзита. Для этого нужны как новые транспортные артерии, так и современная и доступная логистическая и складская инфраструктура в радиусе 50–100 км от Москвы. Собственно, эта идея и была основным мотивом проекта ЦКАД, однако, если его реализация будет идти такими же темпами, как шла последние семь лет, проблема будет только усугубляться», – считает руководитель дирекции по экономике транспорта Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Азимов. Проект уже несколько раз уточнялся, менялась его стоимость. «Однако пока не до конца ясно, как с помощью одних только денег решить проблемы, которые тормозили реализацию проекта», – отмечает Азимов.
ЦКАД действительно может простимулировать развитие территорий, соглашаются эксперты. «Развитие района всегда зависит от транспортной доступности», – поясняет гендиректор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Влияет на перспективы региона и изменение статуса присоединенных территорий, замечает гендиректор компании «Метриум» Мария Литинецкая: «Расширение Москвы уже поспособствовало тому, что многие застройщики пересмотрели свои концепции и отказались от строительства индивидуальных жилых домов в пользу многоквартирных комплексов». Гендиректор ООО «Новые Ватутинки» Александр Зубец уверен, что строительство ЦКАД и одновременное развитие прилегающей местности – задача вполне выполнимая. «Самая главная проблема данного проекта не в комплексном развитии, а в том, что ЦКАД пересекает огромное количество железнодорожных переездов, которые сильно тормозят движение», – добавляет он.
У экспертов не вызывает энтузиазма идея взимать с граждан деньги за проезд по ЦКАД, на строительство которой и так пойдут средства из бюджета и ФНБ. «Любые попытки сделать дорогу платной создадут массу новых проблем: начиная от ограждения платных участков и заканчивая заморозкой строительства вдоль платной магистрали. Делать платной кольцевую дорогу, которая налаживает сообщение между разрозненными территориями, нецелесообразно, – предупреждает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. – Если ограничить кольцевое движение, нагрузка ляжет на другие участки, что лишит смысла все это начинание».
Анастасия Башкатова, Игорь Наумов