После того как 1 июля 2012 года карта Москвы приобрела новые очертания, ее контуры стали напоминать силуэт снеговика, подпоясанного южной частью МКАД. Как появление осиной талии отражается на застройке и инфраструктуре присоединенных территорий? Сливается ли новая Москва со старой в единый архитектурный ансамбль, повышается ли уровень жизни новых москвичей до уровня действительно столичного?
Элитный ряд коттеджей и таунхаусов
Города Троицк, Московский, Щербинка, свыше двадцати городских и сельских поселений, став частью столицы, разнообразили ее структуру. Прежде всего, Москва утратила одно из существенных отличий — отсутствие масштабного частного сектора: в ее состав вошли садовые товарищества, коттеджные поселки и дачные кооперативы, строившиеся десятилетиями. Свою лепту в развитие присоединенных территорий вносят и современные застройщики.
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий города Москвы: «В новой Москве есть и компактные территории развития, и более дисперсные, которые находятся в удалении от МКАД. Проекты по строительству коттеджных поселков, комплексов малоэтажной застройки размещены на более отдаленных территориях. Здесь они пользуются большим спросом, чем многоэтажные дома».
К типу коттеджных поселков, например, относится новый большой комплекс премиум-класса «Випушки», расположенный в районе 25-го километра Калужского шоссе. Это 180 участков площадью от 19 до 65 соток, 30 из них застроены таунхаусами, остальные 150 — коттеджами. На территории поселка, которая включает лесную прогулочную зону площадью четыре гектара, есть все для комфортной жизни: бар, аптека, мини-маркет, фитнес-центр, бильярдная, детский сад, футбольное поле, каток и теннисные корты.
Другой пример современной застройки, возведенной недавно в новых пределах столицы, — жилой комплекс «Юрьев сад», расположенный ближе, в девяти километрах от МКАД по Калужскому шоссе.
Он состоит из трех- и четырехэтажных таунхаусов. Коттеджей здесь нет, но по уровню жизни и инфраструктуре поселок «Юрьев сад», не относящийся к категории элитных, мало чем уступает «Випушкам». Есть даже преимущество: через благоустраиваемую территорию комплекса, вклю-чающую 89 жилых секций, несколько площадок для игры и отдыха, протекает речка Цыганка.
Малоэтажная застройка: здравствуй, радуга
Преемственность архитектуры новой Москвы по отношению к историческому центру проявилась в распространении малоэтажных жилых комплексов. Дома, составляющие такие конгломераты, обнаруживают родство со многими постройками первой половины и середины XX века, каких немало в районе Рогожской Заставы, Новослободской улицы. Разумеется, архитекторы не ставили задачу создать декорации к фильмам, посвященным советской эпохе: малоэтажки новой Москвы вполне современны, но атмосфера тихих, негусто заселенных двориков, по которой скучают коренные москвичи, воссоздается успешно.
Андрей Чернихов, архитектор, руководитель «Студии архитектуры и дизайна Андрея Чернихова»: «Вопрос не в том, сколько в доме этажей, а в целесообразности строения. Она определяется комфортом проживания и финансовой составляющей. Эксплуатация небоскреба — дорогое удовольствие».
Антон Архипов, руководитель офиса «Сретенское» департамента загородной недвижимости компании «ИНКОМ-Недвижимость»: «Наиболее ясные перспективы развития у тех присоединенных к столице территорий, что расположены на расстоянии до 30 километров от МКАД. Они станут полноценной Москвой в плане удобства проживания. Основа архитектурной концепции, вероятнее всего, будет малоэтажной».
Массовое строительство на присоединенных территориях малоэтажных новостроек изменит привычную для московских окраин унылую картину кварталов высоток, закрывающих небо и создающих ветер такой силы, что трудно дышать. Казалось, в ближайшие годы такими вот домами обрастет все пустующее или освобожденное от пятиэтажек пространство, а небольшие домики станут анахронизмом вроде печного отоп-ления или гужевого транспорта. Но нет, архитекторы наконец стали прислуши-ваться и к психологам, которые давно в один голос утверждают: сплошная многоэтажная застройка способствует развитию депрессии у жителей мегаполисов. Впрочем, не нужно быть психологом, чтобы понять: какой бы замечательный орнамент ни покрывал фасад небоскреба, красоту заката или радугу он не компенсирует. Станут ли застройщики всерьез принимать во внимание такие «мелочи», когда речь идет об извлечении прибыли? Вполне, если лирика дополняется финансовой целесообразностью, о которой говорит Андрей Чернихов.
Удачный в этом плане пример — строящийся в пределах новой Москвы, на берегу реки Десна, в 26 километрах от МКАД, жилой комплекс «Горчаково». Он будет состоять из 18 домов от трех до пяти этажей. «Горчаково» называют также экопарком: со всех сторон его окружает лесополоса. Будет здесь и развитая инфраструктура: аптека, молочная кухня, детские клубы, амбулатория врача общей практики, торговый центр с отделениями банка и почты, школа, детский сад, спортивный зал и офисные помещения.
Владимир Жидкин: «Мы считаем, что должны быть как многоэтажные районы — при этом предполагается этажность от 9 до 14, но никак не 18 и не 25 этажей, — так и проекты жилой застройки со смешанными вариантами жилья. Это коттеджи, таунхаусы и малоэтажные многоквартирные жилые дома. Например, в качестве достойного образца можно взять “Западную Долину”».
Застройщики называют район «Западная Долина» пешеходным. Строится он в 20 километрах от МКАД по Киевскому шоссе. Жилой сектор составят 125 коттеджей, 857 таунхаусов и малоэтажные дома на 1550 квартир. У «Западной Долины» есть особенность: здесь будет не только развитая инфраструктура, характерная для спальных районов (супермаркет, школа, детский сад), но и комплекс офисных зданий. Пятнадцать из 75 гектаров, которые занимает жилой комплекс, отведены под парковую зону. Через территорию протекает река Незнайка с заводью для купания. При застройке поселка был реализован принцип минимизации энергозатрат и эффективного использования природных энергетических ресурсов — проект «Активный дом», который подразумевает применение солнечных батарей и коллекторов, геотермальных насосов и рекуператоров тепла.
Антон Архипов: «Правительство способствует созданию рабочих мест, строительству бизнес-центров на территориях новой Москвы и развитию коммерческой деятельности. В перспективе мы получим ситуацию, когда люди будут работать недалеко от дома, а все необходимые объекты инфраструктуры — детские сады, школы, больницы, спортивные и досуговые центры — будут расположены недалеко от места жительства. Это сделает проживание максимально комфортным».
Каждой многоэтажке — своя жемчужина
Владимир Жидкин: «Мы стремимся к тому, чтобы на новых территориях строились современные здания с вариантами индустриального домостроения. То есть не привычные дээсковские серии, которые мы все уже знаем и видели, а более объемные варианты фасадных решений с применением различных цветовых гамм. Примером могут служить проекты “Кроста”».
В новой Москве концерном «Крост» был построен жилой комплекс «Эдальго». Статус микрорайона расположенному на территории поселка Коммунарка кварталу был присвоен еще в 2011 году. Поселок небольшой — шесть одиннадцати- и девятнадцатиэтажных зданий. Инфраструктура на высоком уровне: предусмотрены отдельные гостевые парковки, паркинг для жителей района, детский центр. Обустройство прилегающей территории, равно как и архитектура жилых домов «Эдальго», отвечает европейским требованиям к уровню комфорта.
Андрей Чернихов: «Концерн “Крост” еще до присоединения юго-западного сектора к Москве спроектировал в Коммунарке силами молодых финских архитекторов один из лучших по архитектуре и дизайну кварталов на территории России. “Крост” построил классные, современные, элегантные архитектурные комплексы с абсолютно правильными, детально проработанными решениями: машины только снаружи, во двор они не заезжают, жители на улицу выходят “с нуля”, то есть уровень пола подъезда совпадает с уровнем тротуара во дворе».
Другим проектом «Кроста» в новой Москве стал жилой комплекс «Garden Park Эдальго», расположенный в трех километрах от МКАД, недалеко от станции метро «Теплый Стан», в той же Коммунарке. Семь 25-этажных и одно двенадцатиэтажное здание расположены на участке площадью 3,5 гектара с уникальным ландшафтным дизайном. Жемчужина зоны отдыха на территории, прилегающей к кварталу, — озеро с рестораном на берегу. Комплекс оснащен современными высокоэффективными системами безопасности и высокотехнологичными инженерными коммуникациями.
Жилой комплекс «Новые Ватутинки» — еще один пример новомосковской многоэтажной застройки. Впрочем, здесь помимо высотных зданий представлены все виды жилья, доступного на присоединенных территориях: и коттеджи, и таунхаусы, и малоэтажные дома. Находится комплекс в 14 километрах от МКАД. Помимо разнообразной жилой застройки на участке площадью 1 млн кв. м будут открыты школы, детские сады и поликлиники. Под инфраструктурное наполнение комплекса будут отведены также первые этажи высоток, на которых расположатся аптеки, банки, салоны красоты и супермаркеты. Предусмотрен здесь и многоуровневый наземный паркинг.
Инфраструктура: метро, развязки и новые дороги
Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки»: «Власти сейчас ужесточают требования к новым проектам по обеспеченности инфраструктурой. И в этом плане новая Москва выгодно отличается от областных городов. Что касается большинства проектов, реализуемых за МКАД, инфраструктурой здесь либо занимались в последнюю очередь, либо не занимались вообще. В новой Москве это невозможно, поскольку ситуация контролируется системно.
Территория новой Москвы имеет хорошие перспективы и с точки зрения развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Ни по одному направлению Подмосковья нет столь грандиозных планов, что однозначно повлечет дополнительный рост рыночной стоимости жилья. После того как программа улучшения транспортной доступности новой Москвы будет реализована, цена квадратного метра в некоторых районах повысится в среднем на 15–20%.
Внимание в первую очередь будет уделено модернизации: основную транспортную магистраль района — Калужское шоссе — расширят до десяти полос. В результате реконструкции оно приобретет новые современные развязки, остановки общественного транспорта и избавится от большей части светофоров. Также на территории новой Москвы появится метро. Большую роль в транспортном сообщении в этом районе будет играть скоростной трамвай, главным преимуществом которого будет отсутствие пробок на маршрутах: этот вид транспорта отгородят от пешеходного и автомобильного движения.
Развивая новые территории, столичные власти планируют применить успешный опыт мегаполисов за рубежом. Проводится работа с транспортными компаниями, чтобы организовать новые маршруты движения с условием проезда общественного транспорта по застраиваемой территории после ввода в эксплуатацию дорожной сети первой очереди и дорог с учетом пол-ного развития. За ориентир для связи со станциями метрополитена приняты маршруты до станций ”Теплый Стан“, ”Юго-Западная“, прорабатывается маршрут до платформы Внуково. Наряду с инфраструктурой и транспортной сетью будут создаваться предприятия и бизнес-центры, обеспечивающие местных жителей рабочими местами с достойной оплатой. При этом в новой Москве не появится вредных производств».
Именно инфраструктура новой Москвы — самый острый вопрос для девелоперов и их клиентов. Уровень ее развития в конечном итоге и даст ответ на вопрос, станут ли присоединенные земли истинно городской территорией. И прежде всего речь идет о дорогах. Власти Москвы работают над тем, чтобы привести в порядок дорожное хозяйство в новых пределах столицы. Бюджетом города и адресной инвестиционной программой в 2013 году предусмотрено проектирование реконструкции шести объектов улично-дорожной сети общей протяженностью 41,7 километра:
1) улицы Центральной в поселке Коммунарка с выходом на Бутово;
2) автодороги от Киевского шоссе до Калужского шоссе (деревня Саларьево — деревня Мамыри);
3) автодороги Минское шоссе — Киевское шоссе — Калужское шоссе через деревни Митькино, Крекшино, Ивановское, Разоскино, Верховье до города Троицк;
4) автомобильной дороги от Боровского шоссе до Киевского шоссе, от деревни Рассказовка до города Московский;
5) автодороги от Минского до Боровского шоссе (Внуковское шоссе);
6) строительство автодороги из Бутова до автодороги Коммунарка — аэропорт Остафьево.
Департамент развития новых территорий города Москвы продумал и подходы к оформлению дворов в новых кварталах: пространства, прилегающие ко многим новостройкам, превратят в парки.
Владимир Жидкин: «Свое пространство будет не у каждого отдельного дома, а у групп домов — с детскими и спортивными площадками, зонами отдыха. Все стоянки мы вынесем за его пределы. Плюс предусмотрены выходы с первых этажей, на которых располагаются пункты питания, кафе либо офисы, а также выходы в зону отдыха. Все это мы условно называем комфортной средой обитания».
Перспективы: создание миллиона рабочих мест
Мария Литинецкая: «Проект расширения Москвы — самый масштабный и амбициозный за всю историю административно-территориального деления города. Он требует огромного напряжения сил и существенных финансовых влияний. При этом ясно, что развитие новых территорий может затянуться, но не на критично длительный период. Все-таки от реализации проекта зависит и престиж России на мировом уровне. Новая Москва сейчас — это идеаль-ная площадка для применения современных методов градостроительного зонирования, и наше правительство, которое любит экспе-риментировать, вряд ли упустит шанс попрактиковаться».
Расширяться Москве не впервой. Полвека назад аналогичную метаморфозу столице уже пришлось пережить, а сегодня город невозможно представить без спальных районов, возводившихся на месте деревень. Опыт прошлых лет дает надежду на то, что со временем новая Москва станет восприниматься как естественное, органичное продолжение столицы.
Александр Зубец: «В принципе статус у присоединенных территорий уже сейчас другой, и это видно хотя бы по тому, что местные власти регулярно отчитываются перед московским начальством, как это происходит в любом другом районе столицы. Если реальный объем финансирования будет совпадать с озвученными цифрами, то по уровню благоустройства и комфортности проживания новая Москва точно будет сопоставима со спальными районами столицы.
В результате за этот год мы прошли путь от хаоса и анархии в самом начале, когда разрешения не выдавались, все строили без оглядки на соседей, до более-менее отлаженной системы взаимоотношений ответственных лиц. У игроков рынка появилось понимание, которое, надеюсь, ляжет в основу системной работы, в результате которой огромная территория будет развиваться сбалансированно и гармонично».
Правительственная программа развития новых территорий должна решить и такую важную проблему, как трудоустройство москвичей. В новой Москве планируется создать один миллион рабочих мест.
Массовые переселения сопряжены не только с тревогами и ожиданиями, но и с романтикой. Возможно, и нынешняя градостроительная кампания послужит для кого-то источником вдохновения, подобно тому, как в середине прошлого века расселение бараков на окраинах и коммуналок в центре подтолкнуло Дмитрия Шостаковича к созданию оперетты «Москва. Черемушки». Ничто не проходит так быстро, как новизна, и мы, скорее всего, и не заметим, как новая Москва превратится в добрую старую Москву.
Источник: Русский Репортер