Индустриальные здания возвращаются в современный город, в том числе как значимая часть его визуальной среды. Для них важны и эффективность, и эстетика.
С момента своего зарождения в XVIII веке промышленная архитектура играла значительную роль в формировании облика городов. Первые в мире фабрики строились вне городской черты и были довольно невыразительны, но произвели революцию в философии строительства, совместив под одной крышей механизмы и человека.
Когда промышленность обосновалась в городах, специальные здания стали отдельным направлением в архитектуре. Например, в России со времен Петровских реформ возведение таких объектов стало государственным делом, к проектированию привлекали именитых архитекторов: Доменико Трезини, Василия Стасова, Василия Баженова, Антонио Ринальди и других. Многие объекты считаются шедеврами архитектуры: кожевенный завод в Петербурге, Адмиралтейский завод в Кронштадте, Ропшинская бумажная и гранильная фабрика в Петергофе, Провиантские склады в Москве и другие. Здания заводов и фабрик должны были украшать город, говорить о вкусе и состоятельности владельца и — особенно в начале ХХ века — привлекать на предприятия рабочих. К цехам добавили специальные помещения для комфорта людей: душевые, санузлы, комнаты для приема пищи.
В Москве судить о качестве промышленной архитектуры начала XX века можно по зданию «Фабрики мебели и бронзы товарищества Мюр и Мерилиз» на Малой Грузинской улице, построенному в 1912 году архитектором Романом Клейном в неоготическом стиле, или зданию Московского электрозавода им. В. В. Куйбышева по проекту архитектора Георгия Евланова, 1928 год.
Во второй половине ХХ века отношение к промышленной архитектуре вновь изменилось: группы зданий практически во всем мире стали строиться по типовым, в зависимости от направленности производства, проектам и дистанцироваться от города. Формировались наглухо закрытые от посторонних территории.
В конце прошлого столетия крупные производства из Москвы начали массово выносить, освободившиеся территории застраивались жильем и торговыми центрами. Через некоторое время город спохватился: оказалось, что производство в разных его ипостасях, от складских комплексов до сборочных цехов и лабораторий, все же нужно. И встал вопрос об интеграции подобных объектов в современный городской контекст.
Новая жизнь производства
«Мы настолько увлеклись идеями будущего, что перестали замечать настоящее. Последние 20-30 лет мы думали, что наступила эпоха постиндустриальных городов, в которых ключевую роль играют сервисы, наука, образование, а производство должно находиться на периферии. Но на самом деле заводы и фабрики остались частью городской ткани, — говорит сооснователь архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро. — Наиболее реалистичная модель допускает расположение производства в городской черте, как это, например, происходит в Милане, Берлине или Чикаго». Тем более что современные производства занимают меньше пространства, они технологичны, требуют в разы меньше персонала, и можно рассчитывать на меньший экологический вред для города.
«Когда речь заходит о комплексном развитии жилых территорий, одним из ключевых аспектов становится определение мест приложения труда, — подчеркивает председатель комиссии по комплексному развитию территории и региональных финансов в Совете ТПП РФ, эксперт Госсовета РФ по направлению „Промышленность“ Андрей Толстиков. — Удобные индустриальные зоны с точки зрения благоустройства, архитектуры, социальных услуг и цифровизации способствуют росту производительности в атмосфере труда и творчества». Эксперт даже разработал дизайн-код по архитектуре и благоустройству индустриальных зон, который содержит более 50 стандартизированных требований к территории, визуальным аспектам промышленных зданий, айдентике, комфорту трудовых ресурсов и так далее.
Сергей Труханов, руководитель архитектурного бюро T+T Architect, напоминает, что при интеграции промышленных зданий в городской контекст есть базовые правила, которых необходимо придерживаться. В их числе порядок расположения производственных объектов и блоков, внешняя и внутренняя логистика, особые стандарты безопасности и прокладки коммуникаций. «Одна из ключевых задач архитектора — сформировать такой концепт, который учитывал бы общественный функционал и эстетику. Кроме того, существует задача по интеграции территории в городскую среду, что подразумевает возможность проведения экскурсий, безопасный доступ обычных граждан к части инфраструктуры», — говорит Сергей Труханов.
«Но пока многие производства располагаются в непрезентабельных зданиях за высокими заборами», — напоминает руководитель отдела уникальной архитектуры и градостроительства бюро BLANK Владимир Тихонов. Архитектор считает потребность в адаптации производственных объектов к современным требованиям очевидной.
Конечно, речь идет не о сталелитейных заводах, а о легких производствах, складах последней мили или высокотехнологичных предприятиях, которые, по мнению CEO и управляющего партнера компании «Intermark Городская недвижимость» Дмитрия Халина, вполне способны стать и архитектурными, и смысловыми доминантами районов. В качестве примера эксперт приводит строящееся для компании «Яндекс» здание, где разместится центр разработок. Оно станет магнитом, вокруг которого будут активно развиваться жилые кластеры. По его наблюдениям, это общемировой тренд: идолы современной IT-индустрии в новой городской среде беспрепятственно находят себе место. «Для современного города даже необходимо разбавлять монотонную жилую среду, включая и промышленные объекты», — уверен Халин. Но это означает более высокие требования к архитектуре объектов, в стенах которых разрабатывают программы, делают лекарства, предметы интерьера или одежду новых российских брендов.
Фасад как реклама
У красивого фасада «новой промки» несколько задач. «Архитектура может отражать корпоративную культуру и бренд компании. Здания порой служат выразительными символами, узнаваемыми среди конкурентов и привлекающими внимание клиентов, партнеров и потенциальных сотрудников. Архитектура может рассматриваться в качестве маркетингового инструмента», — утверждает управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов.
Так, в Москве около метро «Тульская» завершается реконструкция производственно-складского комплекса компании «Айкрафт», производящей очки. Общая площадь объекта — более 2000 кв. м, в ближайших планах расширение производства на 800 кв. м. Как рассказывает генеральный директор «Айкрафта» Сергей Валынкин, внешний вид комплекса — один из элементов позиционирования: здание должно говорить о деятельности компании, повышать узнаваемость бренда. «Футуристический фасад в форме очков отражает инновационный характер передового роботизированного производства, создает вау-эффект. Когда сотрудники и соискатели видят привлекательное современное здание, у них возникает желание работать в лучших условиях. Учитывая кадровый дефицит в промышленности, это становится важным конкурентным преимуществом», — признается Валынкин.
Еще один пример — архитектурная модернизация цеха Волжского трубного завода в городе Волжский Волгоградской области (ВТЗ входит в состав Трубной металлургической компании). В трубопрокатном цеху № 2 (ТПЦ № 2) решили создать свежий, эффектный образ технологичной промышленной площадки, который положительно скажется на культуре производства. Для разработки проекта модернизации промышленного здания (750-метровый пролет внутри производственного здания, который состоит из 58 опор), технических объектов на территории завода и интерьера одного из четырех цехов пригласили архитектурное бюро Osetskaya.Salov.
Архитекторы по-разному оформили фасады, наделив каждый собственной идеей как самостоятельный арт-объект. Главный фасад отделан зеркальными алюминиевыми полированными панелями — метафора технологий, применяемых внутри цеха. Он буквально растворяется в окружении, отражает волжское разнотравье, южное небо, цветные трубы, мощные конструкции промышленных кранов и водонапорной башни. Боковые фасады с одной стороны являются частью внутризаводского маршрута, с другой — просматриваются с прилегающей городской магистрали, здесь использована контрастная суперграфика.
Изменился и интерьер: в отделке использованы 102 цвета, совокупность которых создает отсылку к переливам плавления и дальнейшей обработки металла. «Чтобы добиться максимальной эффективности при выпуске нержавеющих труб — а это один из самых высоких переделов металлургии, — необходимо создать соответствующие условия. Людям важно работать в комфорте, а среда, в которой они трудятся, должна мотивировать к развитию и поиску новых творческих подходов к решению поставленных задач», — рассказывает управляющий директор ВТЗ Сергей Четвериков.
Результатом обновлений стало, по сути, появление в составе промзоны технологичного арт-пространства, которое, впрочем, продолжает оставаться металлургическим заводом. Это позволяет повысить культуру производства и увеличить значимость и внутренний статус работающих здесь специалистов. Чистое и современное пространство способствует аккуратному отношению к рабочему месту, а для соискателей становится дополнительным аргументом в пользу профессии металлурга и ВТЗ.
По словам генерального директора Instone Development Валерия Жукова, в сегменте проектов light industrial тренд на выразительный внешний вид еще более заметен: «Эти объекты чем-то похожи на таунхаусы для малого и среднего бизнеса, они сочетают рабочую функциональность с эстетикой городской среды. Человекоориентированный подход в дизайне промышленных объектов делает их не только рабочими местами, но и частью общественной инфраструктуры, где удобство и привлекательность играют ключевую роль».
Что за фасадом
Качество архитектурных решений определяет не только внешний вид, но и то, насколько устойчивой, эффективной и эргономичной будет среда для работы. «Уделяется внимание экологическому влиянию на окружающую среду, энергоэффективности проектов. Еще пять-десять лет назад сложно было представить заказ на проектирование логистических комплексов с солнечными панелями на крыше или пожелание сохранить зеленые насаждения и вписать производство в окружающую природную среду. Теперь именно с такими запросами приходят наши клиенты», — рассказывает генеральный директор проектной компании Wild Team Мария Болдырева.
Распространены элементы зеленой архитектуры, направленные на снижение потребления ресурсов. Так, панорамное остекление даже в промышленных объектах дает больше естественного природного освещения, способствует формированию комфортной среды, а внедрение солнечных и ветряных электростанций оптимизирует затраты на электроснабжение, рассказывает управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов. Опыт «Айкрафта» слова эксперта подтверждает: реновация производственно-складского комплекса увеличила полезную площадь на 15%, на 10% сократились теплопотери, на 10% снизились расходы на отопление зимой и кондиционирование летом. С увеличением площади остекления помещения внутри получили больше света и пространства.
Кадровый дефицит и социальная ответственность бизнеса дают кумулятивный эффект и обновляют образ промышленных объектов: чтобы привлечь людей на предприятие, можно дать им повод через архитектуру гордиться своим местом работы и своим городом.
«Красота в промышленной архитектуре — это эффективность», — уверена ТАТЬЯНА ОСЕЦКАЯ, сооснователь архитектурного бюро Osetskaya.Salov. По ее мнению, архитектура должна решать три задачи: отражать и легко транслировать наиболее выдающиеся характеристики производства, продукта и значимые ценности самого предприятия. Нужно, чтобы инвестор с первого взгляда мог понять, что перед ним: просто производственный актив или нечто легендарное; кратно повышать капитализацию объекта за счет нового качества, снижения степени износа; эффективно привлекать кадры, которым не нужно будет компенсировать заработной платой плохие условия труда.
