21 марта 2019
НАМ КАННЫ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЮТ
Московский Комсомолец

Делегация российской столицы привезла на крупнейшую европейскую выставку недвижимости MIPIM интерактивную «Карту Москвы»

Главным событием месяца для строительной сферы, безусловно, стало участие московской делегации в престижной выставке недвижимости MIPIM в Каннах. С 12 по 15 марта выставку посетило почти 27 тысяч участников из 100 стран мира, более 3 тысяч компаний представили свои проекты в области недвижимости. Павильон Москвы стал одним из самых ярких и посещаемых в рамках MIPIM. В ходе работы выставки на стенде нашей делегации проведено 15 мероприятий, 80 деловых встреч с представителями зарубежных компаний и госорганов, состоялось подписание двух значимых соглашений: о сотрудничестве между Москвой (Россия) и Ниццей (Франция), а также о создании совместного предприятия между АО «Мосинжпроект» и французской компанией SUEZ. Московский парк «Зарядье» с концертным залом получил специальный приз жюри премии MIPIM Awards. Более 8 тысяч человек смогли ознакомиться с планами развития города на интерактивной карте. Впервые на MIPIM представлены макет ВДНХ, проект самой высокой в Eвропе жилой башни на территории «МоскваСити», а также уникальный для России проект реорганизации территории Бадаевского пивоваренного завода Capital Group в формате виртуальной реальности. Об этом и многом другом читайте в нашем специальном выпуске.

Выставка недвижимости — это всегда возможность перенестись на машине времени в будущее. Лихо закрученные транспортные развязки, здания необычных форм, жилые дома из экологически чистых материалов — полет мысли архитекторов и проектировщиков не знает границ. Удивительно, но даже самые невероятные проекты очень редко остаются на бумаге. Год, два, пять — и они воплощаются в жизнь. На юбилейной выставке инвестиций и недвижимости MIPIM, которая проходит в Каннах 30 лет подряд, Москва стала одним из самых заметных участников. Наша делегация представила несколько мегапроектов и удивила ведущих мировых экспертов и застройщиков.

ИНВEСТОРЫ СМОГЛИ НАГЛЯДНО ОЦEНИТЬ ПРИВЛEКАТEЛЬНОСТЬ ПРОEКТОВ

MIPIM — крупнейшее международное мероприятие в сфере недвижимости и градостроительного развития. Москва принимает участие в этой выставке почти с ее основания. И всегда представляет европейским инвесторам передовые градостроительные программы.

— К юбилею MIPIM’а мы подошли с юбилейными достижениями, — сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Мы по итогу 2018 года очень много сделали в Москве. Построили 17 станций метро. Дорог больше всего построили за всю историю. И, наверное, очень знаково, что на юбилейное проведение MIPIM’а наш парк «Зарядье» получил награду.

Основой выставочного стенда правительства Москвы на выставке стал уникальный интерактивный мобильный комплекс «Карта Москвы».

— Мобильный комплекс состоит из рельефного архитектурного макета города (масштаб 1:7600), на который с помощью мультимедийных проекторов осуществляется видеопроекция основной части информационного контента. Вокруг макета размещаются экраны для трансляции дополнительного информационного контента (видеоряд и инфографика, раскрывающие содержание основной части), — пояснил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. — Подобная форма подачи материалов дает гостям максимально подробное представление о наших ключевых проектах, оценить масштаб и динамику развития российской столицы, ее инвестиционную привлекательность.

Гости знакомились с главными программами развития российской столицы. В их числе реновация жилого фонда, реорганизация промышленных зон, вовлечение в городскую жизнь пустующих прибрежных территорий, активное строительство транспортной инфраструктуры: метро, железных дорог и транспортно-пересадочных узлов.

Разработчики проекта «Большой Париж» присматривались к системе московской транспортной логистики. Мэры городов восхищались программой реновации жилья — благодаря ей жилой фонд российской столицы обновится за считаные годы. И с удивлением узнавали, что в Златоглавой вскоре стартует еще один масштабный проект. «В ближайшее время утвердится программа, предусматривающая строительство чуть менее миллиона квадратных метров новых корпусов больниц и капитальный ремонт 135 поликлиник», — рассказала заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

ТРАНСПОРТНЫE АРТEРИИ ПEРEСEКУТ ВEСЬ ГОРОД

Теперь более подробно о приоритетах градостроительного развития российской столицы, представленных на выставке.

Выделить самый-самый масштабный или наиболее социально значимый проект, осуществляемый правительством Москвы, невозможно. Каждое направление чрезвычайно важно, над реализацией каждого трудятся тысячи специалистов.

Взять, например, программу развития Московского метрополитена. Десять- двадцать лет назад в схеме подземки хорошо ориентировались не только пассажиры, но и автомобилисты. Знали москвичи и о планах появления новых станций, поскольку их можно было пересчитать по пальцам одной руки. При этом даты открытия постоянно переносились; жители отдаленных районов могли ждать прихода метрополитена не то что годами — десятилетиями. Теперь же даже самые преданные поклонники этого вида транспорта не могут сказать с полной уверенностью, существует ли, допустим, станция «Петровский парк» (ответ: существует), или «Ржевская» (ответ: строится), или «Сабурово» (ответ: строительство Бирюлевской линии, на которой будет располагаться эта станция, начнется после 2023 года)...

Как уже говорилось выше, по итогам 2018 года в Москве было открыто 17 новых станций метро (рекордное количество за всю историю подземки), а общая протяженность новых линий составила 33 км. Столичные власти называют этот показатель самым высоким в Eвропе.

В планах города на ближайшие пять лет — построить более 130 км линий метро и 55 станций. На интерактивной «Карте Москвы» в Каннах были представлены Большая кольцевая линия (протяженностью около 70 км с 31 станцией) и перспективные радиальные линии метро.

В течение пяти лет в Москве появится железнодорожная транспортная система, интегрированная в общегородскую маршрутную сеть. Планируется построить и реконструировать около 400 км железнодорожных линий, а также реконструировать и открыть около 200 новых станций и платформ. «Мы активно реализуем транспортные проекты, в том числе с привлечением частных инвестиций, однако крупнейшими проектами последних лет стали Московское центральное кольцо (МЦК), которое уже запущено, и реализуемые сегодня Московские центральные диаметры (МЦД)», — сказал Марат Хуснуллин.

Московские центральные диаметры — это сеть маршрутов городского железнодорожного транспорта, которая свяжет между собой радиальные направления железной дороги и, по сути, образует линии наземного метро. На первом этапе реализации проекта МЦД откроется движение по двум маршрутам — МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск. Их планируется запустить в конце 2019-го — начале 2020 года.

Цифры по дорогам впечатляют не меньше. Чего только стоит строительство хордового кольца суммарной протяженностью более 130 км из четырех магистралей — Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Вообще же в ближайшие пять лет в столице планируется построить более 500 км дорог.

«БОЛЬШАЯ МОСКВА» ПРEВЗОШЛА «БОЛЬШОЙ ПАРИЖ»

На стенде можно было ознакомиться с приоритетами развития Новой Москвы — проектами комплексной застройки районов, строительства станций метро, создания современной дорожно-транспортной сети, инженерных и социальных объектов.

Руководитель Департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин рассказал, что зарубежные коллеги заинтересовались деталями успешной реализации мегапроекта «Большая Москва». В ходе дискуссии «Большой Париж — Большая Москва: продолжение диалога» градостроители, эксперты, инвесторы охотно делились опытом друг с другом.

Проект «Большая Москва» стартовал семь лет назад, а «Большой Париж» — значительно раньше. По признанию авторитетного французского специалиста Мориса Леруа (ныне заместитель генерального директора АО «Мосинжпроект» по международным связям и перспективным объектам), Новая Москва в своем развитии совершила прорыв, чего не удалось в реализации аналогичного французского проекта.

— От наших коллег, участников дискуссии, секретов не держим, — сказал Владимир Жидкин. — Успехи комплексного развития новых территорий вызваны несколькими факторами. Прежде всего правильный выбор стратегии развития, основанный на комплексном подходе. Непросто практически одновременно строить жилье, объекты для создания рабочих мест, детские сады, школы, поликлиники, создавать инженерную и дорожно-транспортную инфраструктуру. И здесь очевиден второй фактор успеха — тщательная, всесторонняя разработка градостроительной документации. В этой работе задействованы не только подразделения столичного стройкомплекса, но и многие другие структуры. Генплан, утвержденный мэром Москвы Сергеем Собяниным, стал для нас важнейшим документом, объединяющим усилия. А еще в работе нам помогает командный дух.

Инвестиционную привлекательность новых территорий обеспечивает появление качественной городской инфраструктуры. По данным «Метриума», стремительное развитие сети столичной подземки приводит к тому, что с каждым годом новые станции затрагивают все меньшее количество новостроек. По оценке аналитиков, год назад в зону пешей доступности станций, запланированных ко вводу в 2018 году, попадали 26 проектов. А сейчас рядом со станциями, открытие которых намечено на 2019 год, реализуется только 14 жилых комплексов.

— Станции 2019 года можно разделить на три группы, — говорит управляющий партнер «Метриума» (участник партнерской сети CBRE) Мария Литинецкая. — Самая большая — новая Некрасовская линия. Она пройдет от станции «Нижегородская» до «Некрасовки». На своем пути розовая ветка захватывает несколько масштабных проектов.

Вторая группа — продолжение Сокольнической линии в Новую Москву до поселка Коммунарка. Эта ветка непосредственно повлияет на 28,1% предложения в новостройках ТиНАО.

Последняя группа насчитывает две станции Большой кольцевой линии. При этом «Авиамоторная» дублирует уже действующую, проекты рядом с ней не учитывались в данном исследовании. Вторая — это «Лефортово», в шаговом доступе от которой находятся два относительно небольших жилых комплекса бизнес-класса.

— Улучшение транспортной доступности заметят и жители новостроек, находящихся вне пределов пешей доступности, — поясняет Мария Литинецкая. — Они смогут быстрее добираться до новых станций на общественном транспорте. К примеру, станция «Ольховая» находится на Калужском шоссе, и ей будут пользоваться те, кто сейчас едет на автобусе или маршрутке до «Теплого Стана». Это позволит существенно сократить время, ежедневно затрачиваемое на дорогу в «старую» Москву«.

В СИТИ ПОЯВИТСЯ САМЫЙ ВЫСОКИЙ ЖИЛОЙ ДОМ EВРОПЫ

Программа реновации тоже была «нанесена» на интерактивную «Карту Москвы». Участники выставки могли посмотреть, в каких районах она реализуется и в каких объемах. В программу реновации вошли 5172 жилых дома. 350 тысяч московских семей, то есть более миллиона человек, переедут в новые квартиры с отделкой комфорт-класса.

Первым итогам программы была посвящена панельная дискуссия «Преобразуя городскую реальность: реновация жилого фонда в Москве», которую на Международной инвестиционной выставке организовал Департамент градостроительной политики столицы. Участники дискуссии обсудили мировой опыт, новые возможности частного бизнеса, изменения городской среды и экономики в результате реновации и итоги работы программы за последний год.

— Эта тема второй год подряд является главной в деловой программе нашей делегации на MIPIM, — сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — С тех пор как была анонсирована программа реновации, стройкомплекс Москвы проделал большую работу. Прошел международный конкурс на разработку проектов по пяти экспериментальным площадкам. На него поступило 133 заявки от участников из 20 стран мира. Сейчас идет разработка 89 проектов планировки территорий, строительство 318 стартовых домов. В проекте задействовано 6% территории столицы.

Реновация определила новый подход к работе с населением города. При разработке конкурсных проектов архитекторы и социологи проводили опрос жителей районов, учитывали их запросы. В ходе реализации проекта в разных районах прошло 89 публичных слушаний, открыт общественный штаб, который получил более 40 тысяч обращений. Начали работу информационные центры программы реновации.

Развитие спортивной инфраструктуры — еще одно важное направление. Самый значимый для Москвы проект в этой области — создание современного многофункционального спортивного кластера на территории олимпийского комплекса «Лужники». В 2018 году реконструированный стадион стал центральной ареной чемпионата мира по футболу. Но «перестройка» «Лужников» продолжается. Сейчас на территории олимпийского комплекса ведется строительство и реконструкция еще шести крупных спортивных сооружений.

Гости московского стенда интересовались и реорганизацией промзон. Эта тема актуальна не только для российской столицы, но и для европейских городов.

Сейчас в границах «старой» Москвы расположены две сотни бывших промышленных зон. В сумме они занимают 13 тысяч гектаров. Большинство территорий будет преобразовано в благоустроенные районы с сохранением и созданием рабочих мест, строительством жилья и необходимой инфраструктуры.

Будет продолжено развитие «Большого Сити». Марат Хуснуллин сообщил, что в рамках проекта может быть построено до 6 млн кв. м недвижимости различного назначения. Проект «Сити» находится на завершающей стадии. Из более чем 20 планируемых башен ведется строительство последних четырех.

В «Сити» построят самую высокую жилую башню Eвропы. Инвестором-застройщиком объекта станет АО «Мосинжпроект». «К строительству этой башни мы уже приступили, ее высота составит 405 метров, а общая площадь — более 300 тысяч кв. м. В составе комплекса появятся и офисы, и жилье», — сказал заместитель мэра.

Территория «Большого Сити» сегодня во многом занята бывшими промышленными предприятиями, фактически участок получит новую жизнь. Примет он участие и в программе реновации жилья, в частности, здесь появятся дома для жителей квартала «Камушки».

Автор: Соколова Елена