19.03.2013, РБК daily
Девятилетняя мечта правительства о введении налога на недвижимость может стать реальностью уже с 1 января 2014 года. Чиновники обещают, что при его введении налоговая нагрузка на граждан не возрастет. Однако эксперты утверждают обратное: новые ставки налога были рассчитаны только на примере 12 субъектов из 83. Как изменения отразятся на остальных регионах, пока непонятно.
Новый налог на недвижимость, разговоры о введении которого идут в Белом доме с 2004 года, должен заменить существующие налог на имущество физлиц и земельный. Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов на налоговой конференции в рамках Недели российского бизнеса заявил, что в ряде регионов налог появится уже в 2014 году. По словам чиновника, новое фискальное правило сначала заработает в "продвинутых" регионах, остальным будет дано "время на раскачку" до 1 января 2018 года.
Сейчас налог на имущество рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости объекта, но на практике она может быть ниже рыночной в 10—20 раз. При этом земельный налог (0,3—1,5%) считают исходя из кадастровой стоимости земли. Единый налог на недвижимость хотят привязать к кадастровой стоимости недвижимости, максимально приближенной к рыночной, что позволит повысить поступления в местные бюджеты. В среднем по России налоговая база после введения единого налога увеличится в 7—8 раз. При этом сама ставка уменьшается, например, для жилой недвижимости в 20 раз, с 2 до 0,1%, при суммарной кадастровой стоимости максимум 300 млн руб. Если же она превышает планку 500 млн руб., то ставка повышается до 0,5%.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов и глава ФНС Михаил Мишустин заявляли, что при введении налога особого увеличения налоговой нагрузки на граждан не произойдет. Пополнить местные бюджеты поможет общее увеличение количества объектов налогообложения — с 30—35 млн до 70 млн.
Однако эксперты опасаются обратного: новые ставки рассчитывались исходя из оценки всего 12 субъектов из 83 (в их число вошли Тверская, Нижегородская, Калужская, Иркутская, Кемеровская, Самарская, Ростовская, Калининградская области, республики Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края). Как отразятся новые ставки на других регионах, необходимо тщательно просчитывать, предупреждает председатель комитета по оценке и экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты Олег Скуфинский.
Проиграть в первую очередь могут те, чья собственность находится в старом жилом фонде. Для новостройки инвентаризационная стоимость максимально приближена к рыночной, так как ее размер рассчитывается в зависимости от износа. В случае сталинки ситуация обратная — инвентаризационная стоимость гораздо ниже кадастровой. И даже если понизится ставка и будет действовать налоговый вычет (предполагается не учитывать в стоимости 20 кв. м), владельцы собственности в старом жилом фонде могут существенно проиграть, добавляет г-н Скуфинский. В центре Москвы, к примеру, разница между рыночной и инвентаризационной стоимостью старого жилого фонда в среднем составляет 20—40 раз (420 тыс. долл. против 300—700 тыс. руб. за квартиру 60 кв. м, по данным "Метриум").
Не отрицают этого и в Минэкономразвития. "В некоторых случаях налоговая нагрузка может несущественно повыситься. Мы в свое время смотрели корреляцию, брали процент от кадастровой стоимости, который бы вообще не приводил к увеличению. Но есть много объектов, у которых вообще отсутствует инвентаризационная стоимость", — поясняет РБК daily директор департамента недвижимости МЭР Андрей Ивакин. По его мнению, главная проблема сейчас может быть связана с прохождением законопроекта в Госдуме.
Есть коллизия и с расчетом налога на объект капстроительства, находящийся на земле. Согласно нововведению в кадастровую стоимость такого объекта будет входить стоимость земли, при этом налог на землю будет рассчитываться отдельно. Отсюда возникает риск двойного налогообложения. Более того, несмотря на то что кадастровая оценка регионов завершена, во многом она основывалась на данных БТИ. Туда входит масса ненужных объектов (типа сараев), и, наоборот, не учтены нужные. Всего удалось верифицировать 40% объектов, остальные 60% "надо разбирать руками", и на эту работу нужно как минимум полтора года, поясняет г-н Скуфинский.
Некоторые регионы предоставляли льготы отдельно по налогу на имущество и по налогу землю, добавляет партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Когда они сольются в один, непонятно, какой механизм будет использоваться.
Впрочем, федеральные ведомства к введению налога готовы. В пресс-службе ФНС РБК daily заявили, что работать по новым фискальным правилам смогут, как только "регистрирующие органы передадут информацию для исчисления налога".
Юлия Синяева