В нескольких городах ближнего Подмосковья текущие объемы строительства превышают 1 млн. кв. м. Инфраструктура и спрос не поспевают за ростом предложения
Массовую застройку ближайших к столице областных городов, а также поселений новой Москвы опрошенные «Ведомостями» риэлторы объясняют миграцией платежеспособного спроса с перегретого московского рынка. До 50% покупок квартир в области совершают москвичи, которым цены здесь кажутся доступными, говорит Александр Крапин, аналитик Rway. Он отмечает: заявленные на этот год объемы строительства в области чуть ли не на 50% превышают показатели прошлого года. Аналитик ожидает затоваривания ряда локальных подмосковных рынков. Риэлторы уже наблюдают на них избыток предложения.
МНОГО НЕ НАДО
«Сейчас наиболее активно застраивается новая Москва – почти 6 млн. кв. м, далее идут Химки, Ленинский район, Одинцово, Железнодорожный, Мытищи – свыше 1 млн. кв. м, Красногорск, Домодедово, Реутов – в стройке более 0,5 млн. кв. м, в планах – чуть ли не столько же», – перечисляет Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «Бест-новостроя». Уже избыточным она называет предложение в Железнодорожном и Балашихе. Мария Литинецкая, гендиректор «Метриум», согласна с коллегой: «В Балашихе активно ведется жилищное строительство, а спрос хоть и высокий, однако ограничен». В Мытищах, по ее словам, активность девелоперов подстегнули оглашенные властями планы по открытию там станции метро. «Но срок его строительства был отодвинут, возможно навсегда, что привело к снижению спроса», – добавила Литинецкая. А Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер», не уверен, что в новой Москве будут востребованы все заявленные новостройки: «Многие не обеспечены альтернативными автомобильному видами транспорта».
СВОИМИ СИЛАМИ
В Балашихинском и Железнодорожном районах, по словам Доброхотовой, большой объем строящегося жилья ухудшает и без того низкую транспортную доступность, а дополнительные железнодорожные пути обещаны не ранее 2016 г. Ситуация с инфраструктурой на территории Подмосковья достаточно печальная, говорит заместитель гендиректора «Эталон-инвеста» Алексей Уланов, и не только с дорожной и социальной. «Сейчас в области при реализации крупных проектов почти нет возможности для подключения к централизованным коммуникациям (электро-, теплосетям)», – отмечает он. Застройщики решают эти проблемы по-разному. В основном собственными силами. Например, для строящегося в Красногорске жилого микрорайона «Изумрудные холмы» (свыше 1 млн. кв. м) «Эталон-инвесту» пришлось возвести котельную на 78 МВт и протянуть более 2 км тепловых магистральных сетей – помимо сетей канализации, водопровода и проч. Также за собственные средства девелопер проложил участок дублера Волоколамского шоссе, примыкающий к микрорайону. Rose Group, которая строит в Красногорском районе «Микрогород в лесу», также построила для первой и второй очередей квартала (390 000 кв. м) собственную котельную на 26,4 МВт, рассказала представитель компании Анна Орлова. ГК МИЦ, по словам ее представителя Ольги Новицкой, котельные ставит в своих кварталах «традиционно». В Видном девелопер строит четырехполосную дорогу с выездом на трассу «Дон» М4, в Говорове – выезды на МКАД и на Боровское шоссе из строящегося там микрорайона «Татьянин парк» (в рамках проекта планировки). Компания Urban Group, как рассказал ее генеральный директор Андрей Пучков, также «инвестирует в улучшение транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры»: «Мы не только выполняем обязательства по инвестконтрактам, но и выступаем с инициативами». Например, чтобы излишне не нагружать существующие трассы в городском округе Химки (где компания возводит «Город набережных»), компания возводит мост через реку Клязьму с выходом на Международное шоссе. ФСК «Лидер» строит внутриквартальные дороги в жилых комплексах, а также сотрудничает с федеральными организациями: «У нашего квартала «Западное Кунцево» в Одинцовском районе федералы строят платный дублер Минского шоссе. Эта трасса проходит в 80–100 м от края нашей площадки, мы договариваемся сделать к нему съезд», – рассказал Владимир Воронин, президент ФСК.
Где больше всего строится
Населенный пункт |
Объем строительства, кв. М |
Застройщики |
Средняя цена за 1 кв. м, руб. |
Новая Москва |
5 896 000 |
Абсолют-недвижимость, Мортон, Авгур-эстейт, МИЦ, Инвест-траст |
82 012 |
Химки |
1 650 000 |
Урбан-групп, RDI Group, RGI |
84 750 |
Ленинский район |
1 345 000 |
Мортон, RDI Group |
78 927 |
Железнодорожный |
1 305 000 |
Конструктор |
71 409 |
Одинцово |
1 000 000 |
Жилищный капитал |
85 923 |
Мытищи |
1 000 000 |
ГК ПИК |
92 200 |
Красногорск |
640 000 |
ЛенспецСМУ |
85 500 |
Домодедово |
570 000 |
СУ-155, ЛСР-недвижимость |
53 622 |
Реутов |
437 500 |
Эксперт |
107580 |
Юлия Петрова, Наталья Самарина
Источник: Ведомости