Правительство Москвы намерено наконец-то решить транспортную проблему города. На эти цели власти намерены только в ближайшие три года направить до 70 процентов бюджета Адресно-инвестиционной программы Москвы. В приоритете расширение сети столичного метрополитена и реконструкция вылетных магистралей.
Метро шагнет за МКАД
Городские власти утвердили программу развития метрополитена до 2020 года. К этому сроку подземка получит еще 155 километров линий и 75 станций. Такими темпами метро ни в СССР, ни в России еще не строили.
Программа преследует несколько целей. Во-первых, обеспечить доступность метро для максимального числа москвичей. Если сегодня метрополитен в шаговой доступности, то есть на расстоянии не более километра, все еще не имеют 22 процента горожан (около 2,5 млн. человек), то к окончанию реализации программы этот показатель снизится до 7 процентов (порядка 800 тысяч человек). Во-вторых, перераспределить пассажиропоток (например, благодаря строительству Второго кольца). В-третьих, вывести линии метро за МКАД (в том числе на присоединенные территории) и в Московскую область.
Первые результаты уже имеются. Так, в 2012 году метростроители сдали в эксплуатацию свыше восьми километров путей и три новые станции - "Новокосино" Калининской линии, "Алма-Атинскую" Замоскворецкой линии и "Пятницкое шоссе" Арбатско-Покровской линии. Темпы будут только расти. В 2013 году стоит задача ввести в эксплуатацию еще 12,5 километра путей и 6 станций.
В целом работа сегодня ведется на всех линиях и станциях, запланированных к открытию до 2020 года.
Юго-восточное направление планируется разгрузить, продлив Таганско-Краснопресненскую ветку до Котельников и построив новую линию - Кожуховскую. Строительство трех станций на Таганско-Краснопресненской линии - "Лермонтовский проспект", "Жулебино" (ввод станций намечен на 2013 год), "Котельники" (достроят в 2014 году) - позволит перераспределить пассажиропоток. А станция "Котельники" к тому же в перспективе станет крупным транспортно-пересадочным узлом. К 2015 году откроется движение по Кожуховской линии, которая соединит станцию "Авиамоторная" с поселком Некрасовка. На ветке построят девять станций.
2015 год - второе кольцо
В 2013 году Бутовская линия (новые станции "Лесопарковая" и "Битцевский парк") будет продлена до Калужско-Рижской, что позволит разгрузить Серпуховско-Тимирязевскую ветку. А в 2014 году Сокольническая линия дойдет до поселков Румянцево и Саларьево. Там построят три станции.
Перегон между станциями "Деловой центр" в Москва-Сити и "Парк Победы", который планируют сдать в этом году, - первый этап строительства новой линии - Калининско-Солнцевской. Она соединит деловой район с действующей сегодня Калининской линией, пройдя через центр Москвы ("Волхонку", "Плющиху" и "Кутузовский проспект"), а затем от "Парка Победы" устремится в Раменки, Солнцево и Ново-Переделкино. Тем самым Москва к 2018 году получит линию метро, соединяющую восток и юго-запад. Кроме того, в программе развития метро запланировано строительство ветки в район Коммунарка.
В следующем году шесть новых станций появятся на севере Люблинской линии, которую продлят до пересечения Дмитровского и Коровинского шоссе.
На 2015 год запланировано открытие сразу нескольких новых участков метрополитена. Так, на северо-западе, на Замоскворецкой линии, появятся две новые станции - "Улица Беломорская" и "Улица Дыбенко", а в Нагатинской пойме должна открыться новая станция "Технопарк".
Впрочем, работа над радиальными линиями не является главной.
С 2015 года начнется поэтапный ввод в эксплуатацию Третьего пересадочного контура (ТПК), или так называемого Второго кольца метро. Оно даст возможность пассажирам совершать пересадки, не заезжая в центр города.
От Варшавки - до Каширки
Другая важнейшая часть развития транспортной инфраструктуры Москвы - это реконструкция десяти вылетных автомагистралей: шоссе Энтузиастов, Варшавского, Каширского, Можайского, Ленинградского, Рублевского, Щелковского и Ярославского шоссе, Рязанского и Волгоградского проспектов. Работы планируется поэтапно завершить к 2016 году.
Реконструкция радиальных магистралей преследует несколько целей. Во-первых, движение по ним намечено сделать бессветофорным. Во-вторых, приоритет на дороге получит общественный транспорт. В-третьих, улучшится связь между районами.
Изменения коснутся также "клеверных" развязок МКАД, показавших свою неэффективность. Там построят правоповоротные съезды.
Результаты уже имеются. Завершаются работы на Варшавском шоссе, сдается ряд объектов на Каширском, Ярославском и Рязанском. В мае открыто движение по двум новым тоннелям под Каширским шоссе: один ведет с Пролетарского проспекта на проспект Андропова и на Каширское шоссе в сторону центра, другой - с проспекта Андропова на Каширское шоссе в сторону области. В каждом тоннеле по три полосы для движения транспорта. Кроме того, на Каширском шоссе построен разворотный тоннель на подъезде к МКАД.
Проектом предусмотрено локальное расширение Каширского шоссе до восьми полос на участке от станции метро "Каширская" до МКАД, строительство боковых проездов на участке от Борисовских прудов до МКАД, заездных карманов, внеуличных пешеходных переходов.
На Рублевском шоссе возводят две эстакады: на пересечении с улицами Академика Павлова и
Маршала Тимошенко, а также на пересечении улицы Лобачевского с Мичуринским проспектом. Предстоит построить боковые проезды. Эстакады на Ярославском шоссе разгрузят пересечения у улицы Вешних Вод и с Малыгинским проездом. Для общественного транспорта на всем протяжении Ярославского шоссе будут организованы выделенные полосы. Кроме того, здесь устроят заездные карманы для остановок общественного транспорта и построят новые пешеходные переходы.
На шоссе Энтузиастов до восьми полос расширят основную проезжую часть, а также обустроят заездные карманы для общественного транспорта и построят боковые проезды. Кроме того, здесь строятся две развязки: неподалеку от завода "Серп и молот" и на пересечении Большого Купавинского проезда, Свободного проспекта и шоссе Энтузиастов.
Скорость плюс экология
Стоит отметить, что упомянутые тоннели на Каширском шоссе удалось закончить на три месяца раньше запланированного срока.
Реконструкция магистралей позволит разгрузить улично-дорожную сеть и сделать движение транспорта более быстрым, что даст к тому же положительный экологический эффект.
Кроме того, эксперты по недвижимости не раз отмечали, что улучшение транспортной ситуации значительно поднимает в цене находящиеся поблизости квартиры. Исследование "Метриум" показало, что реконструкция дорожного полотна или прокладка новых трасс в совокупности с появлением по этому же направлению станций метро может привести к удорожанию недвижимости в данном районе на 10-15 процентов. Причем если метрополитен пройдет на таких территориях впервые, то рост может составить и 20 процентов, не считая общерыночного.
Анастасия ЕМЕЛЬЯНОВА