Каждый третий житель многомиллионной Москвы является владельцем автомобиля. Но далеко не каждый столичный автолюбитель имеет возможность разместить своего железного коня в гараже или хотя бы на собственном машино-месте. В экономклассе средняя цена одного такого места составляет порядка миллиона рублей, а полноценный гараж стоит и того дороже, приближаясь по цене к небольшой квартире в ближайшем Подмосковье. Но тем не менее у автовладельцев есть выбор: гараж можно купить в кредит или арендовать.
Учитывая населенность региона, по столичным и областным дорогам ездит несколько миллионов авто. Но при этом девелоперы жалуются, что москвичи не спешат скупать гаражи и машино-места, поскольку те слишком дороги.
По данным «Миэль», в экономклассе минимальная цена места для машины (несколько квадратных неогороженных метров на крытой парковке или в подземном гараже) составляет 250 тыс. руб., средняя цена - около 970 тыс. руб. В домах бизнес-класса самое доступное машино-место стоит порядка 1 млн руб., средняя цена - 2,1 млн руб. Отдельные отапливаемые гаражи стоят и того дороже. Их цена может достигать нескольких миллионов рублей. А если ориентироваться на предложение московских банков, которые предлагают гаражи в кредит, то максимальная цена гаража может достигнуть и 50 млн рублей.
При этом стоит отметить, что цены на места для машин и гаражи постоянно растут, как и стоимость квартир в московском регионе. Однако альтернатива все-таки существует. Гараж можно не только купить за наличные, но и арендовать или получить кредит на его покупку.
Дорогие 10 метров
Девелоперы сетуют, что гаражи и машино-места пользуются невысоким спросом среди жителей столицы. И это при том, что в Москве сейчас действуют довольно жесткие нормативы для новых проектов. В соответствии с постановлением правительства Москвы №769-ПП от 4 октября 2005 года при застройке территории жилыми домами II категории (30 кв. м общей площади на жителя) коэффициент обеспеченности на одну квартиру равен 1 м/м, при застройке жилыми домами I категории (30-50 кв. м на человека) проект должен предусматривать не менее 1,7 машино-места на квартиру. В домах высокой комфортности (свыше 50 кв. м на человека) - не менее двух машино-мест на квартиру.
«Соответственно у девелоперов есть два варианта решения этого вопроса - строительство подземного или крытого наземного паркинга. И это правильная практика, так как гостевой стоянки на придомовой территории в любом случае будет недостаточно», - рассказывает генеральный директор компании «Метриум» Мария Литинецкая.
Но, увы, машино-места сейчас пользуются низким спросом, отмечает эксперт. «Далеко не все люди хотят или могут их покупать, поэтому у девелопера, как правило, всегда остается нераспроданный остаток. При этом в комплексах высокого ценового сегмента нередко бывает так, что один человек покупает сразу две-три квартиры на площадке и объединяет их. Понятно, что на одну семью достаточно одного-двух машино-мест. Но у застройщика на эти три квартиры заложено шесть машино-мест. И что ему делать с ними?» - говорит Литинецкая. По рассказам участников рынка, известны случаи, когда в проектах бизнес- и премиум-класса от известного застройщика при 100-процентной реализации квартир оставалось нераспроданными до 50% машино-мест.
В результате девелоперы вынуждены идти на различные хитрости. К примеру, застройщики продают квартиры в комплексе с машино-местами, пытаются сдавать их в аренду жителям соседних комплексов или же предлагают собственникам ЖК организовать маленький бизнес прямо у дома - купить несколько мест для машин и обустроить там мойку. Все машино-места, представленные на московском рынке, можно разделить в зависимости от типа паркинга на подземные и наземные. Подземные паркинги встречаются преимущественно в домах бизнес- и комфорт-класса, а крытые наземные паркинги - чаще в проектах экономкласса. «Сейчас покупатели все больше внимания обращают на комфортность проживания, и многие сразу при покупке квартиры уточняют, как будет решен вопрос с паркингом. Поэтому по мере развития рынка и при одновременном ужесточении правил парковки организованные паркинги будут приобретать все большую популярность у покупателей квартир», - резюмирует генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Софья Лебедева.
Аренда для колес
Почти треть людей, считающих себя москвичами, не имеют собственного жилья и вынуждены его снимать. Точно так же можно поступить и с «жильем» для автомобиля. По словам участников рынка, популярностью среди арендаторов в основном пользуются так называемые наземные холодные боксовые гаражи. Это отдельно стоящий комплекс «коробок», где каждый автомобиль имеет свое место, отделенное капитальной стеной и воротами. Такие гаражи стоят от 4 тыс. руб. в месяц в зависимости от расположения «холодного бокса». Максимальная сумма аренды гаража-бокса может достигать 10-12 тыс. руб. в месяц. Несколько дороже сдаются места для машин в наземных тепловых или отапливаемых боксах. Здесь предложения начинаются с 6-7 тыс. руб. Максимальная цена такой аренды может составить несколько десятков тысяч рублей.
В аренду сдают даже ракушки. Это самый бюджетный вариант хранения авто. Ракушка может стоить 2,5 тыс. руб. в месяц. Кроме того, ракушку гораздо реальнее снять поближе к дому, чем капитальный гараж. Минусом же можно назвать то, что ракушку гораздо легче вскрыть и похитить или сам автомобиль, или то, что с этого автомобиля легко снимается. Еще один недостаток ракушки: рано или поздно ее снесут, значит, снова придется искать место для парковки. Практически нереально арендовать подземные паркинги в многоэтажных домах. Строятся они из расчета количества будущих автовладельцев и, как правило, заняты жителями верхних этажей этого дома. Очень трудно что-то арендовать и в гаражных новостройках. Как правило, большинство строит новые гаражи для себя и никому сдавать их не собирается. Ситуация с временно свободным местом может возникнуть только случайно.
Гараж в ипотеку
Конечно, не каждый житель города может позволить себе покупку машино-места - многие вообще приобретают квартиру фактически на последние деньги. Поэтому некоторые банки запустили различные программы кредитования автовладельцев, желающих приобрести стоянку для своего железного коня. Гаражные программы предлагают Сбербанк, ВТБ24, Связь-банк, «Глобэкс», Московский кредитный банк, Росавтобанк, Татфондбанк и др. Как правило, из собственных средств заемщик оплачивает 15-30% стоимости гаража или места для машины. Кредитные средства доступны в размере 70-90% от стоимости приобретаемого объекта недвижимости. Максимальная сумма стоимости гаража в кредит, согласно данным банков, опрошенных «Московскими новостями», составила 50 млн руб. Процентная ставка варьируется от 11 до 17% годовых в рублях и от 11 до 15% в валюте. Срок кредита - от одного года до 50 лет.
Впрочем, несмотря на разнообразие кредитных программ, потребители в основном равнодушны к гаражной ипотеке. По словам заместителя начальника управления разработки и сопровождения кредитных продуктов департамента ипотечного кредитования ВТБ24 Михаила Сероштана, гаражи даже чаще приобретают с помощью потребительского кредита, хотя нередки случаи, когда именно ипотечный кредит более выгоден.
«Это популярно по большей части в московском регионе, где по стоимости гаражное место догоняет жилую недвижимость. Поэтому лучшее решение в этом случае - оформить ипотеку на гараж по более низкой ставке и на длительный срок», - говорит Сероштан.
Рита Долженкова