Общероссийский народный фронт инициировал в регионах общественный мониторинг выполнения программы по переселению из ветхого и аварийного жилья и сделал не очень радостные выводы. Более чем за два года, прошедших с даты подписания президентом РФ соответствующего указа, план по расселению аварийного жилья выполнен всего процентов на 15. На расселение остального (а это львиная доля) остается всего 3,5 года. Риски неисполнения программы в установленный срок очень велики.
По данным, которые приводит Общероссийский народный фронт на своем сайте, по состоянию на 23 июня текущего года в 17 субъектах РФ финансирование по программе приостановлено, еще три субъекта вообще к этой работе не приступали. В 2013 году программа выполнена на 51,4 процента.
Некоторые специалисты видят возможный выход из ситуации в смене формы отчетности региональных и муниципальных органов власти по реализации программы переселения: дескать, нынешняя не показывает результативности. Есть также идея по созданию публичного реестра некачественного жилья, построенного для переселения из аварийных домов (это отдельная история, когда народ вроде бы и переселили в новое жилье, а жить в нем невозможно). В процессе обсуждения проблемы высказывалась идея о том, чтобы сделать более доступной процедуру выделения средств из Фонда ЖКХ: и вообще, дескать, фонд может перейти от выделения средств по заявкам к активному проектному финансированию.
Понятно, конечно, что жить в новом благоустроенном доме всегда приятнее, чем в покосившемся "старичке" с буквально поехавшей крышей. Особенно если учесть, что немало по стране многоквартирных домов, где по разным причинам не был осуществлен в срок капитальный ремонт. Такое жилье изнашивается еще быстрее. Это как дырка в кармане: если не зашить своевременно, то скоро прореха увеличится и оттуда выпадут ключи от машины, мобильник или еще что-нибудь нужное и не совсем дешевое.
- Помню, начало девяностых, когда с развалом СССР, со сломом политического и экономического строя мы оказались в безденежье и с массой проблем во всех сферах жизни, - вспоминает наша читательница Светлана Васильевна. - Тогда случайно увидела обрушившийся ветхий домишко - дождались и такого. Это был старенький двух-этажный дом в рабочем поселке на окраине одного подмосковного городка. Стена обвалилась так, что обнажился во всей своей неприглядности запущенный санузел. Кошмар! Но тогда страна буквально боролась за выживание. Сейчас, на мой взгляд, такое жилье иметь стыдно. Есть, конечно, и не настолько аварийное, чтобы стены падали, но все же ветхое, непригодное.
Кстати, в свое время президент страны говорил, что мы не должны допускать того, чтобы граждане РФ проживали в недостойных условиях. Для решения этой проблемы и была разработана программа по переселению из ветхого и аварийного жилья. Почему же она буксует?
- Вполне возможно, потому, что в регионах не хватает средств, - высказывает свое мнение журналисту "МП" директор Института социальной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов. - С другой стороны, - официально признанного ветхого и аварийного жилья не так уж много, но цифры сильно разнятся по регионам. Думаю, тут еще имеет значение позиция, когда чиновники считают: у населения растут доходы, на этом фоне пусть люди сами занимаются решением своих жилищных проблем. Есть и другая сторона этого вопроса. Видел кадры по телевидению, когда у признанного ветхим дома стоят недешевые иномарки его жильцов. То есть некоторые граждане действительно имеют неплохие доходы, но ждут, когда государство за свой счет обеспечит их жильем. Мое мнение: прежде чем запустить программу по переселению, надо было продумать в ней адресный подход к тому или иному жителю.
- Основной объем жилья в России - около 80 процентов - по-прежнему приходится на старый фонд, - комментирует ситуацию нашей газете генеральный директор компании "Метриум" Мария Литинецкая. - Множество домов находится в чрезвычайно плачевном состоянии. При этом данный объем постоянно прирастает новыми объектами, так как с возрастом дома лучше не становятся.
К сожалению, их реконструкцией практически никто не занимается, а процесс сноса и переселения жителей из аварийных домов растягивается на долгие годы. Данную тенденцию не удается переломить, по большому счету, из-за того, что нет, на мой взгляд, достаточно четкой программы, жестких сроков и ответственных лиц. Однако ситуацию с аварийным жильем при определенной жесткой политике можно решить за 1 - 2 года, причем даже без существенных финансовых вливаний из бюджета. Учитывая, что у нас большой земельный ресурс в стране, можно, например, предоставить девелоперам земельные участки и в счет этого обязать их переселить в каждом районе определенное количество людей. Или же помочь тем же застройщикам с инженерной инфраструктурой, ввести для них какие-нибудь льготы... Словом, способов решения этого вопроса и стимулирования девелоперов у правительства множество, была бы политическая воля. Необходимо просто назначить ответственных (а ими должны быть губернаторы и мэры), поставить перед ними четкие сроки и жестко контролировать выполнение этой программы. Соответственно, если проблема не решается, то, по моему мнению, ответственность должна быть вплоть до отстранения с должности с запретом на дальнейшую работу в госорганах. Некоторые эксперты отмечают, что процесс переселения из аварийного и ветхого жилья не прозрачен, а это может сильно влиять на ситуацию. Во всех регионах должна быть четкая информированность: когда, куда и сколько будут переселять в ближайшее время и в перспективе.
Оно, конечно, есть среди нас люди и обеспеченные, которым под силу взвалить на себя ипотечное бремя. Но... Недавно забило тревогу министерство строительства и ЖКХ: дескать, застройщики жилья обеспокоены ростом процентной ставки по ипотеке в некоторых банках, а это может сказаться на темпах строительства, потому что люди не смогут брать кредит на приобретение жилья. Значит, будут жить в старом доме? И ждать, пока у него не поедет крыша и не прохудятся все инженерные коммуникации? Эдак мы никогда с ветхим жильем не расплюемся. Лучше все же крепко взяться за существующую программу, четко определив перед этим ответственных за ее неисполнение.