Россия - страна, которая уже в силу громадности своей территории обязана строить. Дело это всяким правителем признавалось особенно важным, вот почему на протяжении всей истории нашего государства строительством у нас обычно ведал сам царь. Или император. Или генеральный секретарь.
Вплоть до XIX века нельзя было и помыслить, чтобы какое-нибудь городское строительство или возведение крепости произошло без высочайшего благоволения. Впрочем, надо сказать, что и в Николаевскую эпоху, ознаменовавшуюся, как помним, крупнейшими, как сейчас бы сказали, инфраструктурными проектами (назовем хотя бы железную дорогу и сопутствующие ей строения), тоже ни одно здание не возводилось без ведома Государя. Если только речь не шла о собственном доме или поместье: в такие мелочи Император, конечно, не вникал. Однако формально надзор за крупнейшими стройками принадлежал ведомству внутренних дел. Что опять-таки не удивительно - в такой стране, как наша, значение масштабного строительства чрезвычайно, и это, разумеется, дело внутренней политики.
На протяжении всего XIX и начала ХХ века строительная область была в ведении важнейших государственных чиновников: министра внутренних дел, канцлера, премьер-министра. В этом отношении ничего не поменялось и с установлением советской власти. Строительство курировал наркомат внутренних дел, даже несмотря на то, что существовал наркомат по строительству. В логике того времени это понятно. Шла индустриализация, нужно было осваивать огромные территории, причем в очень тяжелых условиях, как же тут обойтись без силового ведомства? Ну, по крайней мере, власти в СССР считали именно так.
В 1950 году произошло изменение статуса строительного министерства. Тогда был образован Государственный комитет Совета Министров по делам строительства. Конечно, имя не такое звучное, но функций было никак не меньше. Государственный комитет перенес восемь реформирований. Но значение его при этом не умалялось нисколько. К примеру, в 1986 году, при создании Государственного строительного комитета СССР, в его структуре находился ряд союзных министерств, госкомитеты и министерства союзных республик.
Структура Государственного строительного комитета СССР в 1986 г.
Госкомитеты по делам строительства: союзных республик и автономных республик.
Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
Министерства строительства: в северных и западных районах СССР; в южных районах СССР; в районах Урала и Западной Сибири СССР; в восточных районах СССР.
Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР.
Министерство транспортного строительства СССР.
Министерство промышленности строительных материалов СССР.
Министерства строительства союзных республик и подчиненные им организации, учреждения и предприятия.
Строительные организации, непосредственно подчиненные Советам министров союзных республик или исполкомам местных Советов народных депутатов.
С началом реформ судьба министерства, отвечающего за строительство, если так можно сказать, дала крен. Как известно, основная административная идея реформаторов формулировалась просто: рынок все отрегулирует. В связи с чем предлагалось сократить как можно большее число министерств и ведомств. Замысел понятен, но вся беда в том, что в период становления новых экономических отношений ослабление контроля влечет за собой очевидные последствия: анархию и коррупцию. Что мы и имели возможность наблюдать в исключительных масштабах.
Создание и упразднение Росстроя, передача функций контроля за делами строительства различным министерствам - все эти административные новации ожидаемых результатов не дали. Может быть, потому что проводились недостаточно энергично. Может быть, вообще движение изначально шло не в том направлении. Как бы то ни было, но в конце 2013 года было принято решение вернуться к привычной схеме управления отраслью: было создано министерство строительства и ЖКХ, во главе которого встал Михаил Мень.
Собственно строительством Михаил Мень никогда прежде не занимался, однако в профессиональной среде его богатый административный опыт (заместитель мэра Москвы, вице-губернатор Московской области, губернатор Ивановской области) посчитали достаточным аргументом в пользу назначения, так что никаких возражений не прозвучало. Дискуссии шли совсем по другому поводу. Говорили о том, что вообще-то в последние годы государство провозгласило курс на передачу ряда важнейших полномочий в руки профессионального сообщества. Так что непонятно, будет ли продолжено это движение, или все-таки государство вернется к привычной системе ручного управления.
Впрочем, судя по всему, профессионалам строительного рынка и рынка недвижимости до такой степени надоела неопределенность, что они готовы согласиться на создание пяти министерств, лишь бы было понятно, как теперь будет управляться отрасль. Тем более что сама личность министра вызывает доверие.
Чтобы прояснить ситуацию в сфере управления, посмотреть на нее с точки зрения игроков рынка, мы предложили представителям различных компаний, работающих на рынках строительства и недвижимости, поучаствовать в заочном круглом столе. По нашей просьбе руководители компаний ответили на один вопрос: какие функции, на их взгляд, должны быть у вновь образованного министерства.
Главное, чтобы очередное министерство не стало формальной структурой, получив все возможности для изменения ситуации в строительном секторе, полагает генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталев. По его мнению, это должна быть реальная организация, которая действительно занимается лоббированием интересов строительного сектора, начиная от момента заключения договоров до оказания полного содействия организациям на всех этапах строительства. Александр Хрусталев с сожалением констатирует, что в данный момент практически полностью отсутствует конкурентная политика, большинство тендеров выигрывают одни и те же компании, тендеры распределяются «по своим», исключаются принципы нормального регулирования строительного рынка. И все это проблемы, которые не должно игнорировать новое министерство.
Схожей точки зрения придерживается директор АН «Бекар» Юлия Барахтина. Она считает, что в первую очередь министерство строительства должно отвечать за разработку понятных и прозрачных правил игры на строительном рынке. Кроме того, данный орган должен осуществлять контроль за сферой девелопмента, а также содействовать снижению различных административных барьеров. Безусловно, существует целый ряд функций, который подведомственен данной структуре, говорит Юлия Барахтина, но все задачи, так или иначе, связаны с созданием более комфортных условий для игроков строительного рынка.
Софья Лебедева, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки», в качестве функций формируемого министерства предполагает следующие: курирование строительных площадок в течение всего периода возведения объекта, мониторинг финансового состояния застройщиков, распространение информации о застройщиках и проектах, которые имеют проблемы с документаций или финансированием. По мнению Софьи Лебедевой, министерство может стать централизованным регулятором масштабных строительных объектов, как, например, было в случае строительства спортивных объектов в Сочи. Также она полагает, что в ведение министерства строительства и ЖКХ могло бы входить отслеживание эксплуатации жилья, чтобы предупреждать проблемные ситуации.
Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум», прежде всего отмечает, что, в принципе, круг обязанностей Минстроя уже определен: в подчинение министерства перешли жилищно-коммунальное хозяйство и фонд РЖС. Что касается сферы ЖКХ, то все ожидают повышения уровня обслуживания, который на текущий момент абсолютно несопоставим с тарифами. При этом если в Москве коммунальщики хотя бы что-то делают, то в области дела обстоят намного хуже, констатирует Мария Литинецкая. Поэтому хотелось бы, чтобы новое министерство обратило на Подмосковье более пристальное внимание. Сфера ЖКХ в любом случае должна быть модернизирована, поскольку давно складывается ощущение, что ситуация просто пущена на самотек. Причем эти изменения, скорее всего, будут масштабными, поскольку текущие проблемы невозможно решить при помощи «легкого вмешательства».
Руководитель компании «Метриум» полагает, что простые граждане еще не скоро смогут почувствовать на себе какие-либо преобразования, так как процесс доработки нормативно-правовой базы займет не один год. Также она обращает внимание на то, что и Фонд РЖС нуждается в модернизации и развитии. И если ЖКХ - более затратное хозяйство, требующее существенных инвестиций, то фонд РЖС, скорее, выступает в качестве источника доходов. Причем они могут быть довольно внушительными - в некоторых случаях цена в рамках аукционов по продаже земельных участков вырастала чуть ли не в 30 раз.
Наличие подконтрольных ведомств позволит министерству решить очень много проблем, уверена Мария Литинецкая, в том числе и дефицит муниципального жилья. На сегодняшний день у нас, по сути, нет государственной строительной корпорации, хотя этот вопрос периодически поднимался. «Я думаю, что такая структура как раз и нужна для реализации различных социальных программ - расселения аварийного фонда, строительства жилья для очередников, - уверена Мария Литинецкая, - и я думаю, что ее как раз и можно создать при Минстрое».
И еще одну точку зрения хотелось бы привести. Владимир Подколзин, руководитель ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России», замечает, что Минстрой России начал работу только в конце 2013 года. Ввиду этого в настоящее время мы только можем говорить о том, какие изменения мы ожидаем от эффективного выполнения поставленных перед институтом задач. «Считаю, что этот орган должен быть задействован в реализации «дорожной карты» для создания привлекательных условий для инвестиций в отрасль», - уверен глава ФГУН. Необходимо сделать рынок более прозрачным, с четкими сроками, эффективной системой ценообразования, качественными строительными материалами и квалифицированными строительными работами.
Первые шаги мы можем видеть уже сейчас, замечает Владимир Подколзин. Так, на портале министерства появилась возможность получения в электронном виде разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Еще один важный шаг в построении цивилизованного конкурентного рынка - сокращение сроков выдачи разрешений. Получить вышеуказанные разрешения можно в 10-дневный срок со дня получения заявления.
Кроме того, предусмотрено прохождение в форме компьютерного тестирования аттестации на право подготовки экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Как известно, в 2012 году были уравнены права государственных и негосударственных экспертиз. Таким образом, у негосударственных экспертиз появилась возможность для аттестации необходимого по закону числа экспертов. Вскоре должна появиться услуга подачи документов для получения в электронном виде заключения государственных экспертиз по проекту, срок которого составляет не более трех месяцев.
Владимир Подколзин выражает надежду, что теперь, с созданием министерства, будут активнее разрабатываться схемы государственно-частного партнерства. Это особенно актуально в свете присоединения земель Новой Москвы и редевелопмента промышленных зон. Суть в том, что земли будут осваиваться цельно, по схеме комплексного освоения территорий. Это требует серьезных и «длинных» вложений. Бизнес готов вкладывать, но в ответ со стороны государства должны быть какие-то подвижки навстречу, которые позволят проводить новое строительство одновременно с развитием дорог и социальной инфраструктуры.
Итак, можно сделать очевидный вывод: бизнес положительно воспринял создание министерства строительства. Теперь только от работы чиновников зависит, сменится ли надежда уверенностью, или все снова вернется на круги своя.