Как застройщики решают проблемы с нехваткой парковок в ЖК
Новостройкам не хватает машино-мест. Как выяснил "Ъ FM", столичные застройщики увеличивают парковочный коэффициент в новых ЖК бизнес-класса и сегмента выше. Спрос такой, что брокеры открывают листы ожидания. А стоимость места для авто в элитных новостройках уже перевалила за 20 млн руб. А вот в комфорт-классе, напротив, подземные паркинги не распродаются годами, а жителям негде оставить машину. Сколько стоит пара десятков квадратных метров под автомобиль в Москве? И где парковаться, когда нет мест? Выясняла Аэлита Курмукова.
За год парковки в столичных новостройках подорожали на 1 млн руб. Средняя цена машино-места в Москве приближается уже к 3,5 млн руб. - это на четверть больше, чем осенью прошлого года, посчитали в Росреестре. Среди причин высокая инвестиционная активность и спрос со стороны самих жильцов, особенно в сегменте элитного и делюкс-жилья. А как распределяется парковочный коэффициент в ЖК, рассказывает директор департамента развития продукта Группы Компаний ФСК Петр Кирилловский: "В Московской области требования более жесткие. В Москве лояльнее относятся к количеству машино-мест, к процентному отношению. Сейчас нет установки на то, чтобы совсем сокращать долю парковок в строящихся проектах. Мы закладываем в объектах комфорт-класса порядка 0,3 машино-места на одну квартиру, бизнес - это, наверное, 0,5-0,6. Если говорить про премиум-класс, то это ближе к 1. Это то, как реагирует рынок на спрос".
Чем выше класс жилья, тем больше паркинг. Но многое зависит от локации и самого проекта. А вот в новостройках комфорт-класса, где чаще берут квартиру в ипотеку, на автостоянку уже нет денег. А это минимум 2 млн руб. по Москве. То, что не распродано, застройщики могут отдать управляющим компаниям, которые попытаются сдать их. Клиенты элитного жилья покупают сразу и квартиру, и парковочное место. Там средний прайс уже 17 млн руб. за машино-место. И за ними очередь, говорит директор департамента аналитики и консалтинга компания "Метриум" Юлия Иванова: "Клиенты интересуются и покупают не одно-два машино-места, а больше даже. В высокобюджетном сегменте парковочные места выходят на завершающем этапе реализации, и всегда, если есть какие-то пентхаусы в проекте, за ними резервируют порядка трех-четырех машино-мест и уже ждут. Если клиент не выкупает все, то их возвращают в реализацию, их может купить резидент этого комплекса".
Застройщики продают парковочные места и предлагают взять рассрочку только жильцам своего ЖК. По такой же схеме дают ипотеку многие банки - нет квартиры в этом доме, кредита не взять. В новостройках бизнес-класса отложенный спрос. И когда клиенты уже готовы купить машино-место, вариантов немного. С этим столкнулась москвичка Виктория: "Мы заселились в этот ЖК, когда он только построился, в 2020 году. Парковочное место стоило дороже, чем наша машина - 2,5 млн руб. Мы пользуемся резидентским разрешением, и это было хорошее решение для нас, пока вокруг не построили еще несколько ЖК. Посматриваем цены, и самое дешевое парковочное место, самое маленькое - от 4 млн руб. Рядом еще один ЖК строится. Думаю, что будет становиться все хуже".
Такая проблема сейчас - в большинстве жилых кварталов. А парковаться негде, потому что это изначально дворы без машин, замечает координатор общественного движения "Общество синих ведерок" Петр Шкуматов: "Вас обступают 33 этажа, 26 этажей. Какая там парковка? Там ее не может быть в принципе. Но есть подземный паркинг. Пожалуйста, покупай машино-место. Если ты его не приобрел, лучше пройти мимо. Оставить эти квартиры убежденным пешеходам".
Есть, конечно, еще вариант аренды. Сейчас по Москве порядка 4 тыс. предложений от 1,5 тыс. руб. за место на многоуровневой парковке у МКАДа. В районе Третьего кольца - от 7 тыс. руб. в месяц, в центре - от 30 тыс. руб., в "Москва Сити" - 70 тыс. руб. в месяц за парковку в 15 кв. м. Снять ее можно минимум от года.
