Сми о нас

Елена Кудымова

Директор по связям с общественностью

+7 (499) 755-20-20 pr@metrium.ru

Машине - место

Известия

В России усилился дефицит парковок в новостройках

В России усилился дефицит парковок в новостройках. В частности, в домах комфорт-класса Москвы коэффициент обеспеченности машино-местами одной квартиры за последние пять лет снизился с 0,7 (количество машин на семью) в 2016 году до 0,5 в 2021-м, бизнес-класса — с 1,2 до 0,9, премиум-класса — с 2,1 до 1,6. Об этом «Известиям» сообщили девелоперы и риелторы. Из-за роста цен на недвижимость, в том числе паркинги, граждане все реже могут себе позволить их покупку, что усугубляет ситуацию с местами во дворах, отмечают эксперты.

За последние пять лет в России усилился дефицит паркингов в новостройках. По данным системы мониторинга и анализа новостроек bnMap.pro, в Казани в 2017 году на 1 тыс. квадратных метров новостроек приходилось в среднем 2,49 машино-места, сейчас — 1,95, в Краснодарском крае было 0,67, а стало 0,58, в Самарской области показатель сократился с 0,86 до 0,68, а в Ленинградской области — с 3,1 до 2,7.

В Москве коэффициент обеспеченности машино-местами одной квартиры в домах комфорт-класса снизился с 0,7 в 2016 году до 0,5 в 2021-м, бизнес-класса — с 1,2 до 0,9, премиум-класса — с 2,1 до 1,6, сообщили «Известиям» аналитики Capital Group.

— Высокий спрос на квартиры благодаря льготной ипотеке в последние полтора года, резко возросшие цены и себестоимость строительства — все это оттягивает спрос от машино-мест на жилье, делает строительство паркингов все менее рентабельным и все менее интересным для застройщиков, — объяснила тенденцию председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

Согласно нормативам градостроительного проектирования, на одну квартиру должно приходиться одно машино-место в стандартном жилье, отметил руководитель аналитического центра «Циан» Алексей Попов.

Однако сейчас показатель в городах-миллионниках действительно снизился в среднем до 0,7-0,8, сказал он.

— В реальности эти цифры не всегда соблюдаются. Причина простая: следование нормативам приведет к избытку пустующих парковок, поэтому застройщики закладывают в проекты столько мест, сколько смогут продать, — пояснил управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.

Цена машино-места в подземном паркинге в новостройках массового сегмента Москвы составляет 1-3 млн рублей, в высокобюджетных проектах — 7-17 млн, сказал он. По данным сервиса «Авито Недвижимость», средняя стоимость парковочного места на подземной стоянке во втором квартале 2021 года составила 750 тыс. рублей по России и 1,5 млн рублей в Москве.

Такие расценки обусловлены высокой себестоимостью возведения подземных парковок, а также дороговизной земельных участков, отметил Андрей Колочинский. На фоне растущих цен на квартиры покупательная способность граждан падает, и вместо паркинга люди выбирают дополнительные квадраты жилой площади, сказал руководитель центра новостроек федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев.

В итоге автомобили ставят на газон, тротуар, места для стоянки пожарной спецтехники и так далее, добавил Андрей Колочинский.

— Особенно заметен дефицит в спальных районах Москвы и городах-спутниках (Балашиха, Реутов, Красногорск). Каждый свободный участок двора, в том числе газоны, сразу занимается автомобилями, что негативно влияет как на качество среды, так и на комфортность проживания, — сказала партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

Покупатели премиального и элитного жилья в Москве все реже приобретают машино-места в новостройках, поскольку чаще пользуются такси и каршерингом из-за платной парковки в центре города, отметили в Capital Group. Также в центральных районах люди арендуют велосипеды и электросамокаты, добавили в компании.

Но дефицит парковочных мест приводит к резкому ухудшению качества городской среды в местах новой массовой застройки, сказал генеральный директор ГК «Ферро-Строй» Григорий Ваулин. Изменяется концепция закрытого двора без машин, так как автомобилисты со временем нарушают внутренние правила парковки. Это чревато ухудшением социальной ситуации, конфликтами между соседями. Ухудшается, безусловно, и трафик, отметил он.

Помимо высокой стоимости паркингов машино-мест в новостройках становится меньше и из-за длительных сроков реализации таких проектов, указал руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов. Пик спроса на машино-места приходится не на раннюю стадию строительства дома, как в случае с квартирами, а примерно через два-три года после его заселения. Покупатели склонны решать свои жизненные задачи поэтапно: сначала купить квартиру, сделать ремонт и переехать и только после приходят в офисы продаж за машино-местами, пояснил он.

Можно проектировать и строить коммерческие парковочные места впрок, расценивая это как инвестиции в городскую среду, чтобы в нужный момент ответить на формирующийся спрос, уверен Павел Брызгалов.

— Радикальным и однозначным решением проблемы нехватки парковочных мест представляется опыт Токио, где жители не имеют права купить машину до тех пор, пока не приобретут для нее парковочное место, — сказал он.

По мнению Григория Ваулина, для решения проблемы необходимо переходить на менее затратные технологии строительства парковочных мест. В частности, более экономичный и эффективный вариант — наземные паркинги из металлоконструкций, пояснил он.