По данным исследования, проведенного агентством Moscow Sotheby’s International Realty совместно с Google и Национальной ассоциацией риЕлторов США, 90% покупателей ищут жилье через интернет. По каким параметрам ведется поиск и какие онлайн-инструменты наиболее востребованы?
Только за последний год частота запросов на поиск недвижимости онлайн, по данным интернет-центра зарубежной недвижимости Tranio.ru, выросла на 46%. Лидером в области виртуального подбора жилья является Google.com — за четыре года частота запросов по поводу приобретения квартир и домов через эту систему увеличилась в два с половиной раза (по данным компании Moscow Sotheby’s International Realty). “Другие рекламные носители, в том числе бумажные издания (каталоги), постепенно снижают тиражи и умирают, при этом множится число интернет-баз и растет статистика заходов на них”, — говорит Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании “Химки Групп”.
На элитном рынке, считает Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости Tweed, не более 20% покупателей предпочитают интернету иные каналы информации — наружную рекламу, прессу и т. п. “Покупки элитной недвижимости стоимостью несколько миллионов евро часто совершаются через посредника, — добавляет Ирина Красненкова, директор департамента маркетинга "Меркурий Сити", — но покупатели хотят ориентироваться в ценовом диапазоне, тенденциях рынка и пр. Даже богатые не желают переплачивать, и интернет им в этом первый помощник”.
Для 70% покупателей недвижимости видеоролики — это шанс посетить дом в режиме онлайн
Этапы большого пути
“Онлайн-поиск недвижимости проходит в несколько этапов, — объясняет Дмитрий Котровский. — Первый — это осознание потребности (стало тесно в старой квартире, хочется жить отдельно от родителей и т. п.). Тут хорошо работает баннерная реклама — яркая картинка, рекламирующая определенный дом или квартиру и выводящая непосредственно на сайт продавца. Второй этап — поиск информации, когда на повестку дня выходят контекстная реклама, электронные каталоги, сайты застройщиков и риелторов, базы по недвижимости. Третий — оценка альтернатив, когда клиент обращается к базам по недвижимости, различным форумам и блогам. Четвертый — реальный, а не виртуальный просмотр понравившихся объектов (на многих сайтах покупатель может оставить онлайн-заявку на просмотр). Пятый — покупка”.
Правда, предостерегает эксперт, контекстная реклама — палка о двух концах. С ее помощью, конечно, можно получить информацию, но поисковая система, скорее всего, предложит не случайную выдачу, а “результат битвы бюджетов за интернет-продвижение”, считает Котровский. Первыми в списке окажутся те игроки рынка, которые дороже заплатили за контекстную рекламу под определенное поисковое слово.
Базовые знания
По мнению экспертов, опрошенных “Ведомостями”, самый популярный инструмент на этапе поиска — это так называемые базы, куда закачиваются огромные объемы информации об объектах на вторичном и первичном рынках. Через них можно узнать об условиях приобретения недвижимости, ее цене и стоимости содержания, объясняет Георгий Качмазов, руководитель интернет-центра зарубежной недвижимости Tranio.ru.
Наиболее известные отечественные ресурсы — “Из рук в руки”, WinNER, Cian, “Mail.ru-недвижимость”. Это огромные листинги объектов, часто с фотографиями, где содержатся сведения о жилье как в массовом, так и в премиальном сегменте. Здесь можно задать параметры поиска (цена, основные характеристики и местоположение дома), сравнить цены, посмотреть фотографии, узнать, что расположено рядом с понравившимся объектом, получить контакты продавца. Размещать объявления могут профессиональные “игроки”, частные маклеры, собственники жилья, но на некоторых ресурсах необходимо пройти регистрацию, заплатить взнос за пользование базой и экспозицию объекта.
“В интернете существует множество порталов, например очень удобный сервис от "Яндекса" — realty.yandex.ru
, — говорит Мария Литинецкая, генеральный директор компании "Метриум". — Подходящий вариант можно подобрать с помощью различных фильтров — тип дома, район, транспортная доступность и т. д. Новостройки рекомендую искать в базах на сайтах профессиональных агентств недвижимости”. Интересную информацию можно почерпнуть и на сайтах девелоперов, добавляет Качмазов.
В последнее время, говорит Ирина Могилатова, формируется несколько баз исключительно для элитного жилья: покупатели недвижимости в премиальном сегменте не готовы прочитывать тысячи объявлений об объектах разного класса, чтобы найти одно, подходящее именно им.
Те, кто еще не определился со страной, в которой хотелось бы приобрести недвижимость, часто пользуются глобальным сервисом Google maps — на картах отмечены предлагаемые объекты с ценой, изображением и кратким описанием, гиперссылкой на заявку и контактами брокера. Достаточно ввести в строке поиска, например, “квартира в Барселоне” — и на карте отобразятся все варианты, представленные застройщиками и риелторами. Одним кликом можно перейти с иконки объекта на сайт продавца. Кроме того, на Google maps можно посмотреть панораму района и фотографии объекта, оценить транспортную доступность с учетом пробок и получить представления о местном климате и текущей погоде.
Поиск на сайте
Как свидетельствует исследование Moscow Sotheby’s International Realty, потенциальным покупателям в первую очередь важно, чтобы сайт имел удобный интерфейс и систему поиска объекта по странам и регионам, показывал расположенные поблизости к объекту водоемы, достопримечательности, парки, леса и заповедники, а также места, связанные с увлечениями и стилем жизни (виноградники, конюшни, яхтинг, гольф). Кроме того, потребителю необходима удобная навигация, которая позволяет вернуться к любому ранее просмотренному объекту и провести сравнительный анализ. Полезна также услуга WishList, дающая возможность сохранять понравившиеся объекты (на сайтах интернет-торговли эта опция называется “Корзина”).
“Сайт агентства недвижимости или самого объекта должен быть удобным, информативным, интуитивно понятным в использовании, обеспечивающим разностороннюю подачу”, — объясняет Ирина Могилатова. “Тревожными сигналами послужат долгая загрузка сайта, неудобная структура и унылый дизайн, выполненный на скорую руку”, — предупреждает Мария Литинецкая. “Сайт — это место, куда покупатель виртуально приходит, чтобы рассмотреть планировку, дизайн интерьеров, а если объект продается на первичном рынке — увидеть, каким будет здание и его внутреннее убранство после завершения строительства и отделки”, — говорит Ирина Красненкова. “Помимо проектной декларации, размещение которой обязательно, — добавляет Литинецкая, — информационно открытые компании выкладывают на своих порталах правоустанавливающие документы по участку, разрешение на строительство и т. д.”.
“Сайт — это лицо компании, — убеждена Юлия Кожевникова, эксперт интернет-центра зарубежной недвижимости Tranio.ru. — По тому, как выглядит и функционирует сайт, покупатели судят о самой компании. Для клиентов важен не только дизайн, но и удобство поиска, скорость загрузки страниц, актуальность информации. Очень украшает наличие аналитических статей: они повышают авторитет сайта (особенно если это самостоятельные исследования), привлекают потенциальных покупателей, помогают им сориентироваться на рынке и сделать правильный выбор”.
Помимо официальных сайтов торговцы недвижимостью активно размещают нужную информацию, в частности обзоры и исследования, в корпоративных блогах и на своих страницах в социальных сетях.
Однако эксперты рекомендуют клиентам не ограничиваться материалами агентств, а выяснять мнение своих друзей, знакомых, посетителей специализированных форумов и авторов блогов. “Прослышав о каких-либо проблемах со строительством или документацией, люди, как правило, сразу выкладывают информацию в интернет, и негатив распространяется очень оперативно”, — объясняет Мария Литинецкая. Это нередко помогает избежать неприятных ситуаций.
Списки недобросовестных отечественных строительных компаний можно найти в социальных сетях обманутых дольщиков и на отраслевых форумах о новостройках, таких как odnodolshiki.ru
, help.su
и др.
Наглядный урок
В том же Moscow Sotheby’s International Realty пришли к выводу, что перед приобретением покупатели хотят получить максимально полное визуальное представление об объекте. “Объявления без фотографий, скорее всего, никого не заинтересуют, в итоге уменьшится цена и затянется срок продажи объекта, — уверен Георгий Качмазов. — А некачественные изображения попросту отпугивают клиентов”. Это мнение подтверждает исследование американской компании Redfin за 2010 год, которое показало, что объявления с фотографиями, сделанными профессиональной камерой, привлекают на 61% больше просмотров, чем съемки “мыльницей”. При этом эксперты предупреждают: продавцы не альтруисты и затраты на фотосессию, скорее всего, постараются переложить на плечи клиентов, то есть заложить в цену объекта. По статистике Tranio.ru, например, добавление десяти фотографий увеличивает стоимость сделки на 1,7%.
“Покупателям важен не только интерьер, но и вид прилегающей территории. Поэтому большой плюс для сайтов, занимающихся продажей недвижимости, — наличие видео и 3D-панорам”, — считает Качмазов. По мнению аналитиков Google, просмотр видеороликов существенно влияет на решение о покупке. По их подсчетам, 86% потенциальных покупателей просматривают видео, чтобы узнать больше о местоположении дома или регионе, где он находится. Для 70% видеокадры — это возможность посетить дом в режиме онлайн.
Исследование также показало, что потенциальные покупатели чаще ищут видео интересующих их объектов не на сайтах девелоперов или агентств, а на YouTube. Поэтому крупные участники рынка недвижимости целенаправленно выкладывают на сервис свои видеоролики. С их помощью клиент может совершить виртуальный тур по загородным поселкам и жилым комплексам, рассмотреть планировку территории, проделать путь от ворот до подземного паркинга и подняться на виртуальном лифте в свою будущую квартиру.
Всеобщая “мобилизация”
На помощь потенциальным покупателям жилья приходят и мобильные приложения, разработанные для платформ iOS и Android, так что обладатели смартфонов и планшетников могут заниматься поиском недвижимости в режиме нон-стоп, стоя в пробках или сидя на совещании. Благодаря приложениям можно просматривать все ресурсы по недвижимости, интерактивные карты и видео без снижения скорости загрузки и качества передаваемого изображения, а также уточнять или изменять параметры поискового запроса. Связь гаджетов с системой GPS дает возможность увидеть выбранный объект на карте Google, сориентироваться на местности, определить местоположение дома, осмотреть окрестности. Найти эти приложения можно в Google Play, введя в поисковой строке название конкретной электронной базы, сайта застройщика или агентства недвижимости. Весит такое приложение всего 1 Мб и устанавливается за минуту.
По данным специалистов, в настоящее время мобильными устройствами и планшетами пользуется не более 20% российской аудитории. Но их доля будет расти, уверен Георгий Качмазов. Правда, сетует Ирина Могилатова, мобильная версия сайта зачастую не помещается на экране карманного устройства. “Мобильные технологии, конечно, помогают покупателю оперативно получать нужную информацию, — указывает она, — но объект хочется рассмотреть на большом экране, так что просмотром страницы на смартфоне клиенты вряд ли ограничатся”.
Марина Ямпольская