Эконом, комфорт, комфорт+, бизнес, премиум, элит, de luxe - современным покупателям квартир в новостройках с каждым годом приходится все тяжелее ориентироваться в классах жилья и их разновидностях, которыми пестрит реклама. В последние два-три года рекордный рост объема предложения порождает пестрое разнообразие ассортимента, поэтому классифицировать объекты становится все сложнее, говорит управляющий партнер "Метриум" Мария Литинецкая. Если до 2008 года можно было с уверенностью говорить только о трех сегментах (эконом, бизнес и элитный), то последовавший кризис и экономическая нестабильность 2014-2015 годов спутали "все карты", утверждает она. "Размывание традиционной классификации стало результатом снижения платежеспособности покупателей и обострения девелоперской конкуренции. Рыночная конъюнктура заставляет застройщиков предлагать клиентам проекты на класс выше, то есть повышать качественные характеристики жилых комплексов, но при этом сохранять прежний уровень цен. Именно так появились на рынке комфорт- и премиум-класс", - объясняет собеседница агентства.
Риелторы признают тот факт, что покупатели не особо следят и разбираются во всех этих видоизменениях классификации. Классификация, прежде всего, нужна для продавцов недвижимости, чтобы сформировать правильное позиционирование проекта, поясняет руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Юлия Сапор. "При этом деление на классы достаточно условно, каждый девелопер или риелтор сам устанавливает критерии отбора, поэтому нередко в классификации одной компании объект, например, относится к комфорт-классу, в другой - к бизнес-классу", - указывает эксперт.
Для покупателя же класс объекта величина вторичная, особенно, если речь идет о "промежуточных" классах типа комфорт или премиум. Для людей гораздо важней в этом смысле ценообразование, когда в проекте предлагается адекватная рыночная стоимость исходя из качественных характеристик объект, добавляет Сапор.
Впрочем, вопрос качественных характеристик тоже оказывается спорным. Так, архитектор Никита Маликов уверен, что статус квартиры складывается из так называемых примочек, дополнительных опций, а иногда просто из "понтов", тогда как сама квартира для покупателя - это некая константа. По мнению архитектора, среди этих дополнительных опций к квадратному метру есть истинные ценности, которые непосредственно влияют на качество жизни - местоположение, эргономика подъезда, качество фасада, зеленый двор, автономность от городских тепловых сетей. А есть мнимые ценности, которые непосредственно влияют на рекламу и болтливость риелтора - высота дома, парк на крыше, лишние квадратные метры в площади, дорогое имя архитектора, скульптуры в подъезде.
Чтобы помочь покупателям разобраться в современной классификации жилья сайт "РИА Недвижимость" составил инфографику, где рассматриваются два традиционных класса массового сегмента (эконом и комфорт), и два основных класса высокобюджетного жилья (бизнес и элит).