Сми о нас

Елена Кудымова

Директор по связям с общественностью

+7 (499) 755-20-20 pr@metrium.ru

Частный выбор

Коммерсантъ

Образование

Одна из главных проблем новых районов города — необеспеченность их социальной инфраструктурой, в частности школами. Раньше считалось, что отчасти решить проблему смогут частные школы. Однако, как выяснила корреспондент Guide Мария Кузнецова, в ближайшее время ожидать, что частное образование станет массовым, не приходится.

Согласно данным НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), современный российский рынок негосударственного сектора школьного образования является достаточно стабильным, при этом доля частных школ остается крайне незначительной. Первые частные школы появились в России в начале девяностых годов, и на текущий момент их доля в общем числе общеобразовательных организаций увеличилась в 2,4 раза: с 0,8 до 1,9%. Всего в нашей стране насчитывается 851 частная школа, в них проходят обучение более 123 тыс. человек. Петербург наряду с Москвой и Московской областью занимает лидирующие позиции по объемам частного сектора в школьном образовании на фоне в целом невысокого роста сети частных школ, отмечают в НИУ ВШЭ. Это объясняется тем, что основная часть негосударственных общеобразовательных организаций сформировалась как раз в 1990-х годах, и с тех пор происходят лишь небольшие изменения в этой сети. В Петербурге насчитывается немногим более 50 частных школ — это 7% от общего числа подобных учреждений на территории страны, в которых проходят обучение около 5,5 тыс. человек.

По мнению экспертов, о каком-то серьезном увеличении числа частных школ в Петербурге говорить не приходится. Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», впрочем, отмечает, что количество частных общеобразовательных учреждений растет по мере увеличения объемов коммерческого строительства новых районов. «Однако едва ли эта тенденция является ответом на массовый запрос частных школ, если не брать в расчет сравнительно узкие сегменты рынка высокобюджетного жилья», — добавляет госпожа Литинецкая.

«Схема, по которой по-прежнему работает рынок, — это реализация дополнительных квадратных метров в рамках нормативов, которые после передаются в качестве социальной инфраструктуры городу», — говорит Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management.

Школа не приносит прибыли, если ее нельзя продать или сдать в аренду частному оператору платных образовательных услуг, указывает госпожа Литинецкая. «Соответственно, застройщик предпочтет строить частные школы, а не передавать их бесплатно городским властям, которые, кстати, не всегда с радостью готовы принять на баланс новый объект», — считает госпожа Литинецкая. «Я знаю случаи, когда девелопер реализует частную школу как отдельный проект: например, это „Школа Бенуа“ от ГК „Бест“. Но о подобной тенденции на рынке пока нет речи», — добавляет госпожа Шарыгина.

«С учетом низкой платежеспособности населения едва ли платные образовательные услуги будут пользоваться массовым спросом, тем более среди покупателей квартир в новых домах, часто прибегающих к долгосрочным ипотечным кредитам», — поясняет Мария Литинецкая

Оттенок элитарности

В НИУ ВШЭ отмечают, что с 2000-х годов запросы родителей постепенно стали смещаться к индивидуальному образованию. «Частное образование приобретает оттенок элитарности, подразумевающей не столько закрытый образовательный клуб, сколько наличие уникальных кадровых специалистов, современного материально-технического обеспечения, быструю способность реагировать на вызовы», — поясняется в исследовании НИУ ВШЭ.

Еще одной специфической характеристикой частных школ является клиентоориентированность. Так, по данным экспертного опроса Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР), в своей деятельности российские негосударственные школьные учреждения стараются выстраивать особые отношения с родителями учащихся: чаще интересуются их мнением (84%), меньше конфликтуют с ними (63%) и периодически предоставляют им отчеты (50%).

Также среди важных условий при выборе частного учебного заведения выделяют качественные педагогические кадры, репутацию учебного заведения, наличие современного материально-технического оснащения образовательного процесса, углубленное изучение школьных предметов и высокие требования к контингенту.

Если говорить об обеспечении комфортных и качественных условий обучения в негосударственном секторе, то частные школы в основном соответствуют ожиданиям родителей учащихся, поясняют в НИУ ВШЭ. «Здания городских негосударственных школ требуют капитального ремонта реже, чем государственных: 4,6% против 13,6% соответственно. Городские частные школы также значительно превосходят государственные как в целом по числу персональных компьютеров, используемых в учебных целях, так и по их подключению к интернету», — говорится в исследовании.

Разница в подходах

В петербургском ЧОУ «Школа „Дипломат“» подчеркивают, что никаких отличий в образовании у лицензированных и аккредитованных частных школ от муниципальных школ нет. Все они работают в установленных системой образования рамках вариативности в количестве часов на тот или иной предмет: учащиеся сдают те же экзамены, проходят ту же систему аттестации, включая ОГЭ и ЕГЭ, что и муниципальные школы. «А вот в самом процессе обучения разница может быть очень заметной. Она зависит как от количества детей в классах (как правило, их не более пятнадцати, что очень существенно), так и от подбора педагогических кадров. И главное, от специфики педагогической концепции, по которой работает сама школа, — эта часть наиболее вариативная», — поясняют представители частной школы. Например, может быть своя концепция у школ, работающих с детьми с ослабленным здоровьем или одаренными детьми.

В школе «Дипломат» полагают, что индивидуализация заключается в расстановке приоритетов. «В школе работают с развитием эмоционального интеллекта учащихся, и, соответственно, профессионализм кадров определяется прежде всего уровнем позитивной энергетики каждого педагога, а уже потом документально подтвержденным уровнем его педагогической подготовки», — добавляют представители учебного заведения.

Генеральный директор ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия „Альма Матер“» Татьяна Щур полагает, что основными отличиями образовательного процесса в частных школах являются персонализированный подход в сочетании с социализацией в рамках коллективной работы, а также высокий уровень доверия и взаимоуважения между учениками и учителями. Кроме того, по ее словам, в зависимости от парадигмы школы в классах может насчитываться от одного до двадцати учащихся, а обучение строится в согласовании только с участниками образовательного процесса.

Рассказывая об особенностях набора, в школе «Дипломат» отметили, что он осуществляется по результатам тестирования и диагностики, которая позволяет разработать дальнейшую стратегию работы с ребенком. Госпожа Щур, в свою очередь, уточняет, что тестирование не всегда является входным фильтром: оно направлено только на определение уровня знаний учащихся для формирования их дальнейшего образовательного маршрута.

Цена среды обитания

Стоимость обучения в частной школе зависит от того, имеет ли она лицензию и аккредитацию, какова квалификация педагогического состава, есть ли сопутствующие услуги. В конце концов — просто регулируется законами рынка, отмечают в школе «Дипломат». Татьяна Щур отмечает, что стоимость обучения в частных школах Петербурга начинается от 450 тыс. рублей в год. При этом в некоторых существуют стипендии для талантливых учеников, чьи родители не могут позволить себе полную оплату обучения. «Это является проявлением социальной ответственности», — подчеркивает госпожа Щур. Например, в ЧОУ «Школа „Дипломат“» существует гибкая система льгот, которая опирается на умения и достижения ребенка, и она позволяет уменьшить стоимость оплаты.

«Обучаются в частных школах дети тех родителей, для кого обучение в частной школе является осознанным выбором», — говорит генеральный директор ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия „Альма Матер“». В числе их запросов — качество образовательной услуги, пребывание ребенка в школе в течение всего дня, уверенность в отсутствии буллинга, а также возможность участия в обсуждении образовательной траектории ребенка.

В ЧОУ «Школа „Дипломат“» поясняют, что выбор родителей в пользу частных школ обусловлен нахождением наиболее близкой к их взглядам системы образования. «По опыту можем сказать, что родители очень ценят контингент учащихся, обращают внимание на рейтинг школы и на отзывы, которые встречаются в интернете и в социальных сетях. Например, в нашу школу больше всего идут родители, которых прельщает система взаимоотношений учителей и детей внутри самой школы и среда, в которой ребенку эмоционально комфортно», — рассказали в учебном заведении.

Мы используем cookie и собираем метаданные для удобства работы с сайтом. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку указанных данных.