Аналитики компании «Метриум» подвели итоги 3 квартала на рынке новостроек бизнес-класса Москвы. Объем предложения увеличился за три месяца на 10,5%. Средняя цена кв. м уменьшилась на 3,5% и составила 233 560 руб.
В течение третьего квартала 2015 года на рынок новостроек бизнес-класса вышло три проекта, существенно различающиеся как по местоположению и формату, так и по и цене. По мнению аналитиков «Метриум», новые комплексы наглядно иллюстрируют тенденцию расслоения класса на три подсегмента:
Также в третьем квартале открылись продажи квартир во второй очереди ЖК «Наследие» и в новых корпусах проектов «Хорошёвский» (№2,8), Union Park (№8), «Сердце Столицы» (№6). В общей сложности, по подсчетам «Метриум», объем предложения рынка новостроек бизнес-класса за три месяца увеличился на 10,5% и составил около 10 800[2] квартир в 65 комплексах.
В структуре предложения по расположению в наибольшей степени изменились доли СЗАО и ЗАО (+5,3% и -4,2% соответственно). В результате, несмотря на то, что тройка лидирующих округов осталась прежней, расстановка сил в них за квартал существенно поменялась. С большим отрывом лидирует северо-западный округ, на него приходится четверть квартир в продаже. На втором и третьем месте – ЗАО и ЮЗАО. Их доли составляют 13,9% и 12,5%, что незначительно превышает показатели ЮАО, САО и СВАО, в каждом из которых продается около 11% квартир.
На рынке новостроек бизнес-класса эксперты «Метриум» отмечают незначительное увеличение доли одно- и двухкомнатных квартир за счет снижения доли лотов с тремя и более комнатами. Изменения не превысили ±1–2 п.п., поэтому в целом структура предложения по типологии выглядит идентично ситуации в прошлом квартале. Преобладают двух- и трехкомнатные квартиры – на каждую из этих типологий приходится около трети предложения (35,1% и 33,2% соответственно). Доля однокомнатных квартир составляет почти четверть рынка (23,2%), многокомнатных – 8,5%.
По данным «Метриум», средняя цена кв. м на рынке бизнес-класса по итогам квартала уменьшилась на 3,5% и составила 233 560 руб. Снижение среднего ценового уровня в сегменте обусловлено выходом новых проектов и корпусов с более привлекательной относительно рынка стоимостью квартир. Более очевидно влияние нового предложения на динамику среднего уровня цен по округам. Самые значительные изменения отмечены в локациях выхода нового предложения: ЮЗАО (-13,6%), ВАО (-10,7%), ЮАО (-7%), СЗАО (-4,5%).
Выход нового предложения в третьем квартале расширил перечень проектов с бюджетом покупки в пределах 7 млн руб., изменив рейтинг проектов с минимальной стоимостью квартир в сегменте:
Такой бюджет покупки сопоставим с ценами на квартиры в массовом сегменте жилья, где средняя стоимость однокомнатной квартиры составляет 7,1 млн руб.
Тенденции и прогноз
«Начало делового сезона ознаменовалось выходом на рынок долгожданного проекта «ЗИЛАРТ», - резюмирует Анна Соколова, директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум». - Несмотря на то, что в Москве уже имеются примеры редевелопмента промышленных зон, реновация территории ЗИЛ действительно является знаковым для столицы проектом. Около 1 млн кв.м жилья, вся необходимая инфраструктура, причем не только социальная и коммерческая, но и транспортная (включая станцию метро и ТПУ) – по сути полуостров ЗИЛ станет «городом в городе». Это новый этап градостроительного развития Москвы. В перспективе – такие площадки как «Серп и молот», «Южный порт» и пр.
Обилие промышленных зон обеспечит потенциал строительства в столице на годы вперед, однако для рынка новостроек появление мегапроектов означает серьезное усиление конкуренции. Особенно уязвимым является бизнес-класс – в старых границах города этот сегмент по-прежнему самый многочисленный. Застройщики предусмотрительно устанавливают не только в новых проектах, но и в новых очередях уже реализуемых комплексов более низкий относительно рынка уровень цен. Такая политика имеет успех, инвестиционные квартиры по-прежнему пользуются хорошим спросом. Это неудивительно, ведь сейчас имеется возможность приобрести квартиру в проекте бизнес-класса по ценам, сопоставимым с бюджетами в массовом сегменте жилья.
При этом в большинстве комплексов бизнес-класса в активной стадии строительства в третьем квартале было зафиксировано повышение цен, некоторые застройщики сократили размер скидок. Однако стоит отметить, что во многих компаниях готовы обсуждать условия продажи на индивидуальных условиях. В то же время на рынке имеются и примеры снижения цен, преимущественно такие проекты представляют собой давно построенные жилые комплексы с остатками предложения, зачастую по завышенным ценам. Уменьшение стоимости квартир в них обусловлено желанием девелоперов избавиться от «балласта».
Игроки рынка новостроек бизнес-класса находятся сегодня в сложной ситуации. С одной стороны, рост курса валют и инфляции увеличивают затраты девелоперов, что влечет за собой повышение цен. С другой стороны, усиление конкуренции в сегменте требует отрицательной корректировки уровня цен. Выигрывают те, кто предлагает наилучший продукт по наименьшим ценам. У остальных единственный выход – большой дисконт и индивидуальный подход к клиенту, что мы и увидим уже в ближайшей перспективе».
[1] Проект позиционируется застройщиком в премиум-классе, по классификации «Метриум» относится к бизнес-сегменту.
[2] Для ряда комплексов объем предложения рассчитан экспертно, исходя из общего количества квартир по проекту, стадии строительной готовности, оценочным данным темпов реализации, информации, полученной от менеджеров продаж.
Лучшие предложения месяца