Остоженка переживает «второе рождение» в качестве популярной локации для покупателей элитного жилья в Москве. Культовая в 2000-2010-х Остоженка, включающая одноименную улицу, Пречистенку и их переулки, к началу 2020-х стала менее востребованной, но теперь интерес к самой дорогой улице Москвы возобновляется. Аналитики «Метриум» назвали пять причин возрождения Остоженки.
Большую часть рынка элитного жилья на Остоженке составляют предложения от частных собственников квартир и инвесторов. На их долю приходится порядка 85% выставленных на продажу помещений в этой локации. В основном продаются квартиры в клубных домах 2000-2010-х годов постройки, а также в исторических особняках рубежа XIX-XX века, которыми Остоженка визуально известна жителям Москвы.
К началу 2020-х гг. часть элитных квартир на местном рынке морально и физически устарели, но их владельцы не готовы были заниматься реновацией или пересматривать цены, из-за чего интерес покупателей жилья в локации ослаб. Однако сейчас ситуация начала меняться. Доля квартир с актуальным ремонтом, техникой и коммуникацией на вторичном рынке вырос за последние три года с 10% до 30%.
«Продавцы вторичных квартир на Остоженке в последнее время изменили свою стратегию, — поясняет Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании „Метриум Премиум“. — Чтобы ускорить поиск покупателей и повысить ликвидность объекта, собственники квартир с устаревшим дизайном проводят полный апгрейд по всем современным тенденциям и канонам. Причем речь может идти как об обновлении дизайнерских решений, так и перепланировке, добавлении дополнительных гардеробных».
По подсчетам аналитиков «Метриум», сейчас на локальном рынке вторичного жилья Остоженки выставлено более 400 квартир. В среднем их площадь составляет 211 квадратных метров, а стоимость — около 216 млн рублей (1 млн рублей за квадратный метр).
Предложение на рынке элитных новостроек Москвы ограничено и обновляется небыстро по сравнению с другими сегментами. С этой точки зрения Остоженка за последние пять лет стала выглядеть более привлекательно для покупателей нового жилья. Если в 2018 году в продаже здесь было четыре элитных проекта, то сейчас застройщики предлагают в районе Остоженки пять комплексов. В 2018 году суммарный объем предложения оценивался здесь в 37 квартир и апартаментов (без учета закрытых продаж и резервных лотов), что составляло 3,2% от общего объема рынка элитного жилья в Москве. Сейчас на выбор у покупателей свыше 50 объектов недвижимости от застройщиков — 4,3% от общего объема предложения новостроек в элитном и делюкс сегментах. По итогам I полугодия 2023 года в Остоженке было заключено восемь договоров долевого участия, тогда как год назад — только четыре, а пятью годами ранее — ни одной.
В среднем квадратный метр в них продается за 2 млн рублей. Как правило, это квартира или апартамент площадью 202 кв. м. за 412,5 млн рублей.
Рост числа ликвидных предложений на вторичном и первичном рынках элитного жилья на Остоженке закономерно подталкивает владельцев вторичных квартир к торгу. Далеко не все готовы заниматься реновацией своей старой недвижимости, но при этом многие хотят продать квартиры, чтобы выручить средства на реализацию дальнейших планов. Прежде такие клиенты были не готовы мириться с новыми ценовыми реалиями, но за последние три года их позиция поменялась.
Сейчас собственники некоторых вторичных квартир могут уступить в цене до 30%. Охотнее дают скидки владельцы жилья с устаревшим дизайном, техникой и мебелью. Впрочем, подход владельцев квартир на Остоженке к продаже разный, и часто зависит от характеристик самого объекта. Квартиры с яркими особенностями (террасами, видом на знаковые достопримечательности) могут продаваться без дисконта.
Еще одна причина растущей популярности Остоженки — тренд на поиск максимально приватных локаций среди покупателей московского элитного жилья. Почти 60% потенциальных приобретателей квартир высокобюджетного сегмента хотели бы жить вне туристических локаций. Они переключают внимание с оживленных Патриарших прудов (извечный «конкурент» Остоженки среди локальных рынков элитного жилья) на более приватную Остоженку. Здесь сравнительно немного трендовых ресторанов, баров, кафе, культурных центров, привлекающих туристов и других горожан. Это создает более комфортную атмосферу, особенно по сравнению с другими популярными туристическими локациями (Арбат, Тверская, Замоскворечье).
«Остоженка вновь становится популярной также благодаря особому комьюнити местных жителей, — рассказывает Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании „Метриум Премиум“. — Для жителей элитных домов характерна высокая мобильность. Они часто меняют место и стиль жизни. Поэтому прочные соседские связи не всегда успевают сформироваться среди соседей из одной социальной среды даже в относительно компактных локациях. С этой точки зрения Остоженка стала уникальным примером создания комьюнити местных, которые уже давно здесь живут и хорошо друг друга знают. Более того, они схожи по своему стилю жизни, и в силу возраста, статуса и интересов предпочитают оживленному „вайбу“ мегаполиса умиротворение и концепцию slow living. Жители Остоженки хорошо знают пусть и немногочисленные, но хорошие местные рестораны и бары, которые предпочитают посещать постоянно, а не участвовать в бесконечной гонке за чем-то новым».
Лучшие предложения месяца