С момента возникновения рыночных отношений в российской экономике на рынке недвижимости сформировалось несколько способов продажи жилья. В кризис одни делают ставку на традиционные методы реализации, другие - осваивают новые каналы сбыта. Эксперты компании «Метриум» проанализировали все схемы, по которым сегодня работают девелоперы, определив сильные и слабые стороны каждой.
1. Собственный отдел продаж.
«Квартиры от застройщика» - самый распространённый способ продаж и одновременно эффективный слоган. Девелопер содержит собственную команду менеджеров. Такую систему без альтернатив используют крайне редко, например, компании Capital Group и «Абсолют Групп» делают ставку исключительно на внутренние ресурсы. А «Лидер-Инвест» и MR Group, напротив, пользуются только услугами агентов. Чаще всего с собственным отделом продаж комбинируют метод, получивший название «привод» — разрешают неограниченному числу агентов приводить покупателей к девелоперу. В случае, если сделка состоялась благодаря усилиям риелтора, ему выплачивается комиссионное вознаграждение.
Плюсы:
Минусы:
2. Эксклюзив
Девелопер заключает единственный агентский договор. На его основании риэлтору предоставляется эксклюзивное право реализации объекта, однако он имеет право нанимать субагентов, правда, расплачиваться с ними будет за свой счёт.
Плюсы:
Минусы:
3. Ко-эксклюзив
Девелопер нанимает несколько (как правило, 2-3) агентств. Агенты работают на равных условиях. Иногда ко-эксклюзивную систему совмещают с собственным отделом продаж.
Плюсы:4. Совместные предприятия (СП).
Девелопер и риелтор создают юридическое лицо с долями 51% и 49% соответственно, то есть за девелопером сохраняется контрольный голос при принятии совместных решений. Впервые СП появились на рынке в 2012 году. Автором этого ноу-хау является компания «Метриум». В настоящее время под управлением «Метриум» создано уже 4 СП с портфелем реализации порядка 2 млн кв. м («Новые Ватутинки» - 860 тыс. кв.м, «Ривер Парк» - 148 тыс. кв.м, SAMPO – 130 тыс. кв.м, «Новый Зеленоград» - 800 тыс. кв.м).
Плюсы:
Минусы:
4. «НМаркет.ПРО»
«НМаркет.ПРО» - автоматизированная система управления продажами, доступ к которой имеют только профессиональные участники рынка - девелоперы и риелторы. Внедрением этой программы в Московском регионе занимается компания GetPRO – совместное предприятие «Метриум» и «Бест Новострой».
Плюсы:
Минусы:
Компания GetPRO всерьёз нацелена сформировать цивилизованный и безопасный онлайн-рынок недвижимости. Это одна из причин, по которой «НМаркет.ПРО» недоступен для частных лиц и ИП. Регистрироваться в системе могут только юридические лица.
«Во времена экономической стабильности девелоперы предпочитали консервативный подход - рынок вполне мог обойтись традиционными методами продаж или их комбинациями, используя, например, свой отдел продаж и ко-эксклюзив, – заключает Мария Литинецкая, управляющий партнёр компании «Метриум». – Однако кризис, вызвавший падение платежеспособности, спроса и цен, создал условия для пересмотра действующих рыночных отношений и изобретения новых инструментов сбыта. Жизнь изменилась и правила игры также нужно менять. Сегодня, на наш взгляд, эффективной является только неэксклюзивная форма продажи. Мы надеемся, что «НМаркет.ПРО» вскоре будет использоваться по умолчанию – как настольная программа всех риелторов и девелоперов. Она бесплатна, удобна и открывает широчайший канал сбыта».
«Система «НМаркет.ПРО» – это настоящая инновация, которая способна стать драйвером для развития рынка в тех непростых условиях, в которых мы сегодня работаем, – уверена Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». – В Московском регионе не менее 10 тысяч риэлторов вторичного рынка могут стать пользователями «НМаркет.ПРО» и, получив доступ к реализации новостроек, увеличить свои доходы. Если раньше порядка 15-20% клиентов приходили с наших «вторичных» подразделений, то с помощью «НМаркет.ПРО» эта доля может вырасти в разы. Это поддержит и рынок новостроек, и рынок вторички».
Лучшие предложения месяца