По подсчетам аналитиков компании «Метриум», за последние два года число загородных домов от строительных компаний, занимающихся точечной застройкой в московском регионе, выросло на 25%. В отличие от девелоперов элитных поселков с инфраструктурой, «точечные» застройщики строят только отдельные дома на продажу. Сейчас такие игроки работают во всех ценовых сегментах рынка высокобюджетных домовладений.
«Точечные» застройщики — это, как правило, строительные компании, которые возводят отдельные загородные дома на продажу. В отличие от девелоперов, они не реализуют комплексные проекты поселков с инфраструктурой, благоустройством и единой архитектурной концепцией. Цель такого застройщика — создать отдельное домовладение по индивидуальному проекту (в том числе под заказ) и продать его. По подсчетам экспертов «Метриум», в моменте на рынке может работать от семи до десяти таких «игроков».
Сначала «точечный» застройщик подбирает участок под строительство. Это может быть земля, которую он покупает у девелопера элитного поселка. Помимо этого, строительные компании могут приобрести участки у частных владельцев, в том числе в деревнях в элитных неохраняемых локациях. Наконец, «точечный» застройщик может выступить подрядчиком у владельца участка, который заказывает строительство дома для последующей перепродажи. Это инвестиционная схема — владелец участка получает прибыль с продажи, а подрядчик — деньги за строительные услуги. По подсчетам «Метриум», одновременно «точечный» застройщик может реализовывать от одного до десяти домов в зависимости от собственных финансовых и технических ресурсов.
Строительные компании, специализирующиеся на точечной застройке в сфере ИЖС, создают индивидуализированный продукт. Поскольку они не занимаются долгосрочной реализацией крупных проектов поселков, такие строительные компании очень гибко реагируют на последние тенденции в запросах покупателей отдельных загородных домов. Это позволяет очень быстро находить покупателей. По наблюдениям экспертов «Метриум», в среднем экспозиция одного дома от «точечного» застройщика продолжается не больше 3-4 месяцев. При этом застройщики ориентируются на эстетические и архитектурные вкусы потенциальной аудитории с разными бюджетами (от неоклассики до модерна и стиля Райта). В зависимости от ценовой категории дома строительная компания продумывает разную готовность отделки внутренних помещений — от домов whitebox до коттеджей под ключ с отделкой, мебелью и современным интерьерным решением.
Предложения «точечных» застройщиков встречаются в разных ценовых сегментах элитного рынка. Эксперты «Метриум» выделяют три ниши — дома стоимостью до $3,5 млн, затем до $10-13 млн и, наконец, от $13 млн до $20-25 млн. Это дома, находящиеся, как правило, на Новорижском и Рублево-Успенском направлении загородного рынка до ЦКАД. Как правило, цены на дома «точечных» застройщиков рыночные и принципиально не отличаются от предложений девелоперов в том же сегменте или локации.
«Буквально за пару лет внутри элитного рынка загородных домовладений развился интересный и динамичный сегмент, — рассказывает Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании „Метриум Премиум“. — Предложения „точечных“ застройщиков регулярно обновляются, но остаются очень редкими. Преимущества их домов привлекают покупателей, так как они выглядят актуальными и удобными, имеют грамотные и востребованные планировочные решения. Но в то же время их общее число очень ограниченное, причем нередко „точечные“ застройщики ищут покупателей для своих домов не на открытом рынке, а через консультантов и брокеров элитной недвижимости».
Лучшие предложения месяца