Эксперты компании «Метриум» назвали топ-5 самых застраиваемых районов Подмосковья без учета территории Новой Москвы, проанализировав структуру предложения каждого из них. Возглавляет рейтинг Красногорский район.
По данным аналитиков «Метриум», в настоящий момент только в ближнем Подмосковье (до 30 км от МКАД) ведется строительство 22,3 млн. кв.м жилой недвижимости. Главный тренд 2012 года – доля эконом- и комфорт-класса в структуре предложения Подмосковья практически сравнялась (40% и 37% соответственно). Ближнее Подмосковье характеризуется наиболее высоким уровнем конкуренции, соответственно, застройщики для успешной реализации своих проектов вынуждены улучшать их качественные характеристики, чтобы выделить свой проект. В результате, все больше появляется интересных проектов, которые с одной стороны отличаются доступным уровнем цен, сопоставимым с эконом-классом, с другой стороны, по качественным характеристикам все-таки больше напоминает бизнес-класс. Таким образом, укрепляется тренд на повышение комфорта будущих жителей. Классический эконом-класс постепенно теряет свои позиции на рынке, а основная доля покупательского спроса направлена на качественное жилье, где помимо жилой площади покупатель получает инфраструктуру, место для парковки автомобиля, благоустроенную территорию, то есть все то, что формирует уровень и качество жизни.
Объемы текущего строительства жилья в ближнем Подмосковье, тыс. кв.м.
Район |
Бизнес-класс |
Комфорт-класс |
Эконом-класс |
Всего |
Красногорский |
1739 |
2431,8 |
702,2 |
4873 |
Одинцовский |
1507 |
325 |
1530 |
3362 |
Балашихинский |
72,3 |
1512 |
896 |
2480,3 |
Химкинский |
765,5 |
127 |
1465 |
2357,5 |
Ленинский |
75 |
442,8 |
1007 |
1524,8 |
Мытищинский |
361,1 |
- |
1000 |
1361,1 |
Щелковский |
- |
798 |
68 |
866 |
Раменский |
- |
366,5 |
455 |
821,5 |
Люберецкий |
56 |
323 |
198 |
577 |
Котельники |
- |
461 |
- |
461 |
Домодедово |
- |
372,7 |
- |
372,7 |
Подольский |
- |
279 |
82 |
361 |
Реутовский |
- |
- |
350 |
350 |
Истринский |
43 |
190 |
114 |
347 |
Солнечногорский |
- |
166,2 |
140 |
306,2 |
Можайский |
- |
- |
300 |
300 |
Лобня |
- |
- |
300 |
300 |
Королев |
300 |
- |
- |
300 |
Долгопрудный |
- |
241 |
- |
241 |
Ногинский |
- |
- |
239 |
239 |
Наро-Фоминский |
224 |
- |
- |
224 |
Пушкинский |
- |
121,8 |
7 |
128,8 |
Ивантеевка |
66 |
44 |
- |
110 |
Зеленоград |
- |
- |
105 |
105 |
ИТОГО |
5208,9 |
8201,8 |
8958,2 |
22368,9 |
Источник: «Метриум»
Источник: «Метриум»
Источник: «Метриум»
Красногорский район возглавляет рейтинг территорий Подмосковья по общему объему новостроек (4,87 млн. кв.м), но не только. На сегодняшний день здесь самая качественная застройка. Из общего количества жилых проектов в ближайшем Подмосковье, в Красногорске наибольшая доля объектов комфорт-класса (30%) и бизнес-класса (33%). При этом из всей пятерки лидирующих районов по строительству, в Красногорске наименьшая доля новостроек эконом-класса (8%).
Рынок жилой недвижимости Красногорска – один из самых развитых в области. Еще в 2003 году в городе началась крупномасштабная застройка нового микрорайона – Павшинской поймы, которая из-за кризиса была приостановлена, но сейчас возобновилась. Самый крупный проект микрорайона – «Красногорье» (1,3 млн кв.м). Высокая плотность застройки уводит девелоперов за черту города, где представлены предложения во всех ценовых категориях. Около деревни Марьино строится самый крупный жилой комплекс бизнес-класса в Подмосковье – микрогород «В лесу» (630 тыс. кв.м), рядом с поселком Опалиха возводится микрорайон комфорт-класса «Изумрудные холмы» (721 тыс. кв.м), а недалеко от Пятницкого шоссе (менее 1 км) реализуется самый крупный проект эконом-класса, примыкающий к Кольцевой автодороге – «Путилково» (620 тыс. кв.м).
Крупнейшие строяшиеся объекты Красногорского района
Проект |
Девелопер |
Общая площадь |
Направление |
Цена кв.м, руб. |
Окончание строительства | |
Эконом-класс | ||||||
Мортонград "Путилково" |
"Мортон" |
620 тыс. кв.м |
Пятницкое/Путилковское ш., 0 км |
от 68 тыс. |
2015 год | |
"Опалиха О2" |
Urban Group |
56 тыс. кв.м |
Волоколамское шоссе, 11 км |
от 69 тыс. |
4 квартал 2013 года | |
Комфорт-класс | ||||||
"Красногорье" |
СУ-155 |
1,3 млн. кв.м |
Волоколамское шоссе, 2 км |
от 65 тыс. |
2013 год | |
"Изумрудные Холмы" |
"Эталон-Инвест" |
721 тыс. кв.м |
Волоколамское шоссе, 9 км |
от 71 тыс. |
2016 год | |
"Спасский мост" |
"КомСтрин" |
300 тыс. кв.м |
Волоколамское шоссе, 1 км |
от 80 тыс. |
2014 год | |
"ЭКО ПАРК Нахабино" |
"РАСТ" |
(10 га) |
Волоколамкое шоссе, 15 км |
от 45 тыс. |
2 квартал 2013 года | |
Бизнес-класс | ||||||
Микрогород «В лесу» |
RGI International |
630 тыс. кв.м |
Волоколамское шоссе, 6 км |
от 95 тыс. |
2017 год | |
"Красногорье DeLuxe" |
СУ-155 |
370 тыс. кв.м |
Волоколамское шоссе, 1 км |
от 80 тыс. |
2013 год | |
"Глухово" |
Storm Properties |
300 тыс. кв.м |
Ильинское шоссе, 9 км |
нет в продаже |
нет данных | |
"Рублевское предместье" |
"Новая Усадьба" |
120 тыс. кв.м |
Новорижское шоссе, 7 км |
от 120 тыс. |
4 квартал 2012 года | |
ART |
"Крост" |
107 тыс. кв.м. |
Волоколамское шоссе, 2 км |
от 98 тыс. руб. |
4 квартал 2013 года | |
"Ильинский парк" |
"Славянская" |
(1,8 га) |
Волоколамское шоссе, 3 км |
от 86 тыс. |
2012 год |
Источник: «Метриум»
Одинцовский район второй по общему объему строительства нового жилья (3,36 млн. кв.м.), но первый по количеству объектов эконом-класса в ближнем Подмосковье – 17% (1,53 млн. кв.м.). Крупный объем нового жилья массового сегмента возник благодаря стрительству двух проектов – «Новая Трехгорка» и «Гусарская баллада», на долю которых в сумме приходится почти 1 млн. кв.м.
Вместе с тем объем объектов бизнес-класса (1,5 млн. кв.м.) здесь примерно равен эконому. По объемам текущего строитеьства жилья бизнес-класса в ближнем Подмосковье Одинцовский район на втором месте после Красногорского (29%). Активность этого сегмента обусловлена прежде всего запуском проекта наукограда «Сколково», который повлек за собой развитие транспортной инфраструктуры района – немаловажного фактора привлекательности направления и спроса на жилье, расположенного по нему. Среди крупнейших ЖК бизнес-класса, строящихся в Одинцовском районе, – «Резиденции «Сколково» (367 тыс. кв.м), «Славянка» (350 тыс. кв.м), «Валь д`Эмероль» (140 тыс. кв.м), «Да Винчи» (112 тыс. кв.м).
Все новостройки комфорт-класса Одинцовского района представляют собой, в основном, проекты малоэтажного строительства, например: «Западное Кунцево» (150 тыс. кв.м) и «Ромашково» (90 тыс. кв.м). Последний - самый близкий к Москве (0 км от МКАД).
Крупнейшие строяшиеся объекты Одинцовского района
Проект |
Девелопер |
Общая площадь |
Направление |
Цена кв.м, руб. |
Окончание строительства |
Эконом-класс | |||||
"Новая Трехгорка" |
СУ-155 |
500 тыс. кв.м |
Можайское шоссе, 3 км |
от 51 тыс. |
2013 год |
"Гусарская баллада" |
ГК "Жилищный квартал" |
459 тыс. кв.м |
Можайское шоссе, 8 км |
от 80,7 тыс. |
3 квартал 2012 года |
"Единый стандарт" |
"Рантект" |
30 тыс. кв.м |
Минское шоссе, 10 км |
от 65 тыс. |
2 квартал 2013 года |
Комфорт-класс | |||||
"Западное Кунцево" |
ФСК "Лидер" |
150 тыс. кв.м |
Минское шоссе, 2 км |
от 83 тыс. |
2014 год |
"Ромашково" |
"Ронд" |
90 тыс. кв.м |
Минское шоссе, 0 км |
от 87 тыс. |
2015 год |
"Новорижский" |
"Лагуна-Грин" |
85 тыс. кв.м |
Новорижское шоссе, 11 км |
от 66 тыс. |
4 квартал 2013 года |
Резиденции "Сколково" |
Группа "Абсолют" |
367 тыс. кв.м |
Сколковское шоссе, 0 км |
от 105 тыс. |
2018 год |
Бизнес-класс | |||||
"Славянка" |
NBM Development |
350 тыс. кв.м |
Сколковское шоссе, 700 м |
от 81 тыс. |
2014 год |
"Валь д`Эмероль" |
"Ипотечный дом М-6" |
140 тыс. кв.м |
Минское шоссе, 15 км |
от 63 тыс. |
4 квартал 2013 года (1-ая очередь) |
"Да Винчи" |
Tekta Group |
112 тыс кв.м |
Можайское шоссе, 6 км |
от 83 тыс. |
4 квартал 2013 года |
Источник: «Метриум»
Балашиха несколько лет сохраняла лидерство по строительству массового жилья. Наиболее активно этот район стал развиваться в посткризисный период, когда было выведено много проектов. Видимо, местной администрацией был создан для этого ряд условий. На сегодняшний день в Балашихинском районе больше всего новостроек комфорт-класса, львиная доля которого приходится на один объект – «Балашиха Сити» (1,2 млн. кв.м.). Среди заметных жилых комплексов эконом-класса - микрорайон «1 мая» (393 тыс. кв.м) и «Щитниково» (150 тыс. кв.м).
Вместе с тем, в Балашихинском районе практически отсутствуют новостройки бизнес-класса (1% от всего объема жилья этого сегмента в ближнем Подмосковье). Жилые комплексы, полностью отвечающие данной ценовой категории, либо уже построены, либо преставляют собой точечную застройку небольших по площади участков. По сути, в настоящий момент здесь строитеся всего один объект бизнес-класса – «Салтыковка Престиж» (72,3 тыс. кв.м.). И тому есть свое объяснение. Традиционно спрос на недвижимость бизнес-класса смещен в западную часть Подмосковья. На востоке подобные проекты хоть и востребованы, но не настолько, как в том же в Красногорском или Одинцовском районах. Покупатели с деньгами, которые не привязаны жестко к направлению, при прочих равных условиях выберут запад.
Крупнейшие строящиеся объекты Балашихинского района
Проект |
Девелопер |
Общая площадь |
Направление |
Цена кв.м, руб. |
Окончание строительства |
Эконом-класс | |||||
"1 мая" |
"Мортон" |
393 тыс. кв.м |
Щелковское шоссе, 300 м |
от 64 тыс. |
4 квартал 2013 года |
"Щитниково" |
"Мортон" |
150 тыс. кв.м |
Щелковское шоссе, 5 км |
от 62 тыс. |
4 квартал 2012 года |
"Сакраменто" |
ЛСР Групп (Мосстройреконструкция) |
90 тыс. кв.м |
Горьковское шоссе, 13 км |
от 54 тыс. |
3 квартал 2012 года |
Комфорт-класс | |||||
"Балашиха Сити" |
ФСК "Лидер" |
1,2 млн. кв.м |
Горьковское шоссе, 1 км |
от 50 тыс. |
2013 год |
"Акварели" |
Tekta Group |
437 тыс. кв.м |
Горьковское шоссе, 6 км |
от 48 тыс. |
2014 год |
"Никольско-Трубецкое" |
"Финвестрой" |
360 тыс. кв.м. |
Горьковское шоссе, 7 км |
от 44 тыс. |
2014 год |
"Новое Измайлово" |
ФСК "Лидер" |
305 тыс. кв.м |
Горьковское шоссе, 2 км |
от 60 тыс. |
2017 год |
"Лесной городок" |
"Пересвет-Инвест" |
122 тыс. кв.м |
Шоссе Энтузиастов, 20 км |
от 59 тыс. |
4 кв. 2012 года |
"Павлино" |
"Газстройинвест" |
44 тыс. кв.м |
Носовихинское шоссе, 15 км |
от 49 тыс. |
4 квартал 2012 года |
Источник: «Метриум»
Химкинский район заслуженно занимает четвертую строчку рейтинга (объем строящегося жилья – 2,35 млн. кв.м.), как один из наиболее перспективных в Подмосковье. В ближайшее время здесь ожидается строительство метро, уже идет строительство дублера Ленинградского шоссе, соответственно, вскоре улучшится транспортная доступность. Учитывая высокий уровень торговой и социальной инфраструктуры, а также экологические факторы, район по праву является одним из самых привлекательных по условиям проживания, что определяет и спрос.
В настоящий момент в Химкинском районе преобладает застройка жилья эконом-класса – порядка 1,46 млн. кв.м, что вывело его на второ место по доле строительства дооступного жилья (16%) после Одинцовского района (17%). Однако подавляющее большинство застраиваемых площадей представляют собой микрорайоны, застройка которых началась еще до кризиса, например, «Новокуркино» (1 млн. кв.м) и «Левобережный» (380 тыс. кв.м). Примечательно, что новые проекты в эконом-классе (например, «Город набережных» (150 тыс. кв.м) или «Новосходненский» (44 тыс. кв.м)) включают в себя форматы, несвойственные для типовой застройки – двухуровневые одно- и двухкомнатные квартиры, эколофты и таунхаусы.
По доле завтройки бизнес-класса Химкинский район на третьем месте (15%) после Красногорского (33%) и Одинцовского (29%). Причем, в Химках строится второй крупнейший проект бизнес-класса в Подмосковье – «Загородный квартал» (530 тыс. кв.м). В этом малоэтажном жилом комплексе представлены всевозможные планировки – от стандартных до студий и пентхаусов с террасами. На последних этажах домов в квартирах предусмотрен камин.
Примеры нестандартных для уровня жилья планировок и архитектурных решений есть и в комфорт-классе: в ЖК «Правый берег» (61 тыс. кв.м) на последних этажах могоквартирных домов располагаются двухуровневые шестикомнатные пентхаусы с террасами, усаженными деревьями. При этом, в целом, предложения нового жилья комфорт-класса в Химкинском районе всего 2% от общего объема новостроек этого сегмента в ближнем Подмосковье.
Крупнейшие строяшиеся объекты Химкинского района
Проект |
Девелопер |
Общая площадь |
Направление |
Цена кв.м, руб. |
Окончание строительства |
Эконом-класс | |||||
"Новокуркино" |
"ПИК" |
1 млн. кв.м |
Ленинградское шоссе, 2 км |
от 62 тыс. |
мкр. 6 - 2012 год |
"Левобережный" |
"ПИК" |
380 тыс. кв.м |
Ленинградское шоссе, 1 км |
от 65 тыс. |
4 квартал 2012 года |
"Город Набережных" |
Urban Group |
150 тыс. кв.м |
Ленинградское шоссе, 11 км |
от 68 тыс. |
3 квартал 2014 года |
"Подрезково" |
ЭКЗ |
85 тыс. кв.м |
Ленинградское шоссе, 10 км |
от 52 тыс. |
2015 год |
Комфорт-класс | |||||
"Правый берег" (2-ая очередь) |
"ГК Территория" |
61 тыс. кв.м |
Ленинградское шоссе, 1 км |
от 78 тыс. |
4 квартал 2014 года |
"Левобережная дубрава" |
BPS International |
33 тыс. кв.м |
Ленинградское шоссе, 2 км |
от 96 тыс. |
3 квартал 2013 года |
"Мичуринский квартал" |
"Жилищный квартал" |
22 тыс. кв.м |
Новосходненское, 12 км |
от 65 тыс. |
2 квартал 2013 года |
"Шаляпинская усадьба" |
СБМ-Инвест |
11 тыс. кв.м |
Ленинградское шоссе, 14 км |
от 66 тыс. |
2012 год |
Загородный квартал |
RDI Group |
530 тыс. кв.м. |
Ленинградское шоссе, 8 км. |
от 60 тыс. кв.м. |
2013 год (1я очередь) |
WELLTON PARK Новая Сходня |
"КРОСТ" |
150 тыс. кв.м |
Пятницкое шоссе, 15 км |
от 55 тыс. |
2014 год |
"Лесной уголок" |
"Кловер Групп" |
43 тыс. кв.м |
Ленинградское шоссе, 4,5 км |
от 62 тыс. |
2012 год (1-ая очередь) |
"Олимпийская деревня Новогорск" |
"Химки Групп" |
37 тыс. кв.м |
Ленинградское шоссе, 0 км |
от 135 тыс. |
2013 год |
Источник: «Метриум»
Еще совсем недавно Лениский район был крупнейшим в Подмосковье по объемам нового строительства. Однако совсем недавно (с 1 июля 2012 года) доля предложения новостроек здесь существенно уменьшилась за счет вывода части земель из области и присоединения их к столице.
Особенность Ленинского района еще и в том, что с одной стороны, он один из наиболее масштабных, но с другой стороны на его территории нет крупных населенных пунктов, которые бы являлись центром притяжения, способствующие общему развитию. Тогда как во всех районах, представленныъ на более высоких позициях рейтинга, такие центры притяжения есть. Как правило, это крупные населенные пункты, которые активно равиваются и выводят тот или иной район на верхние строчки рейтингов (например, в Красногорском районе – город Красногорс, в Одинцовском районе – город Одинцово и т.д.).
Наиболее примечательный в Ленинском районе – город Видное - по численности населения существенно уступает другим более развитым городам соседних территорий. Долгое время Видное развивался довольно слабыми темпами. Однако ситуация меняется: в последнее время у застройщиков появился высокий интерес к этому городу и соседним с ним населенным пунктам. Поэтому в ближайшие несколько лет можно ожидать, что Ленинский район будет стабильно входить в пятерку наиболее застраиваемых территорий Подмосковья. Тем более, что этому способствовало присоединение части земель к Москве, что повлияло не напрямую, а косвенно: по данному направлению запланирована реконструкция транспортной магистрали и строительство метро, соответственно, доступность района значительно улучшится.
Больше всего в настоящий момент в Ленинском районе возводится новостроек эконом-класса – 1 млн. кв.м, что занимает 11% от общего числа жилья данного сегмента в ближнем Подмосковье. Новостроек комфорт-класса – 442 тыс. кв.м. или 5%, новостроек бизнес-класса 75 тыс. кв.м. или 2%.
Крупнейшие строящиеся объекты Ленинского района
Проект |
Девелопер |
Общая площадь |
Направление |
Цена кв.м, руб. |
Окончание строительства |
Эконом-класс | |||||
"Бутово Парк" |
"Мортон" |
370 тыс. кв.м |
Варшавское шоссе, 3 км |
от 80 тыс. |
4 квартал 2013 года |
"Бутово-Парк 2" |
"Мортон" |
200 тыс. кв.м |
Варшавское шоссе, 5 км |
от 65 тыс. |
2014 год |
Эко-Парк «Видное» |
MR Group |
200 тыс. кв.м |
Трасса М4 Дон, 2 км |
от 61 тыс.руб. |
2014 год (корпус 1) |
Комфорт-класс | |||||
Миниполис "Радужный" |
"Сити XXI век" |
230 тыс. кв.м |
Трасса М4 Дон, 4 км |
от 64,5 тыс. |
2013 год |
"Ново-Молоково" |
RDI |
212,5 тыс. кв.м |
Трасса М-4 Дон, 9 км |
от 65 тыс. |
2014 год |
"Завидное" |
"Мортон" |
200 тыс. кв.м |
Варшавское шоссе, 3 км |
от 71 тыс. |
2014 год |
Бизнес-класс | |||||
"Суханово Парк" |
"Суханово Эстейт" |
75,5 тыс. кв.м |
Варшавское шоссе, 8 км |
от 100 тыс. |
3 кв. 2013 года |
Источник: «Метриум»
«Внимание девелоперов сейчас приковано к районам, которые попали в государственную программу улучшения транспортной доступности и где планируется строительство новых станций метро, - резюмирует Мария Литинецкая, генеральный директор «Метриум». - Среди них – Калужское, Киевское, Минское, Ленинградское и Сколковское шоссе. В ближайшие 5-7 лет георгафия районов застройки вдоль этих магистралей будет расширяться. После того, как программа будет реализована, цена квадратного метра в этих населенных пунктах вырастет в среднем на 15-20%.
Наибольшим спросом будут пользоваться квартиры в районах комплексной застройки. Девелоперы будут развивать преимущественно такие проекты, улучшая качественные характеристики объектов и инфраструктуру жилых комплексов. Реализация комплексных проектов влечет за собой улучшение социальной инфраструктуры и в целом развитие города, что стимулирует других застройщиков к выводу на местный рынок новых проектов. А это благоприятствует созданию общей комфортной городской среды».
Источник: «Метриум»
Источник: «Метриум»
Источник: «Метриум»
Лучшие предложения месяца