Эксперты компании «Метриум» и региональной девелоперской компании Brusnika проанализировали спрос, предпочтения и портрет покупателя квартир в новостройках крупнейших городов[1] Уральского федерального округа – Тюмени и Екатеринбурге. Как оказалось, клиенты и их запросы в этих городах сильно различаются. Так, в Тюмени среднестатистический клиент более обеспечен финансово, а в Екатеринбурге значительно чаще квартиры покупаются в кредит.
Локальные рынки недвижимости регионов России существенно отличаются не только от Москвы, но и друг от друга. Аналитики компании «Метриум» собрали данные о покупателях квартир в новостройках в Тюмени и Екатеринбурге, и сделали несколько интересных наблюдений. Как оказалось, у них существенно различается не только социальный статус, но и сам процесс покупки недвижимости.
В Екатеринбурге востребованность ипотеки на первичном рынке значительно выше, чем в Тюмени – выбор в пользу банковского кредитования делают 61% покупателей. В Тюмени показатель составляет лишь 27%. Жители этого города предпочитают рассрочку от застройщика – 67% против 21% в столице УрФО. При этом сразу оплачивают покупку примерно одинаковое количество клиентов: 15% в Тюмени и 18% в Екатеринбурге.
В обоих городах покупатели жилья в ипотеку делают выбор в пользу Сбербанка РФ – 52,2% в Тюмени и 65% в Екатеринбурге. А вот второе место по количеству выданных кредитов различается. В Тюмени сильнее позиции у «Газпромбанка» - 21,3%, а в Екатеринбурге с примерно таким же показателем вторую строчку занимает ВТБ24 (21,7%).
«Подобная ситуация вполне объяснима, - говорит Александр Щиголь, коммерческий директор девелоперской компании Brusnika. – Тюмень – это столица добывающего региона, где существенная доля населения работает в структурах "Газпрома", получает зарплату через дочерний банк. Естественно, покупателям проще оформить ипотеку в "своем" банке, где им предоставляются определенные преференции. В Екатеринбурге же ситуация не отличается от общероссийской – первые два места по объемам выдачи ипотеки занимают Сбербанк и ВТБ24».
Это подтверждается и сферой деятельности покупателей квартир. В Тюмени на первом месте с большим отрывом идет добывающая промышленность – 23,2%. В Екатеринбурге этот же показатель находится на уровне 1,6%. В столице Урала на первой позиции сфера услуг – 12,2%. Впрочем, в Тюмени это значение ниже менее чем на 2 процентных пункта (10,4%).
Наиболее популярные сферы деятельности в Тюмени и Екатеринбурге
Данные: Brusnika
Не менее заметные расхождения и в доходах у покупателей квартир в Тюмени и Екатеринбурге. Так, в столице Урала основная доля покупателей – 46,2% – имеет доход на семью в диапазоне от 41 до 70 тыс. рублей в месяц. В административном центре Тюменской области большая часть покупателей (32%) имеет ежемесячный доход на уровне 71-100 тыс. рублей. При этом более четверти (27%) тюменских покупателей зарабатывают более 100 тыс. рублей в месяц, а в Екатеринбурге таких только 15,3%.
Уровень совокупного семейного дохода покупателей в Тюмени и Екатеринбурге
(тыс. руб/месяц)
Данные: Brusnika
Разницей в доходах можно объяснить и существенные расхождения в структуре спроса на квартиры по количеству комнат. В Екатеринбурге на первом месте «однушки» - на их долю приходится до половины (50%) всех продаж. В Тюмени ситуация совсем иная. Больше всего востребованы двухкомнатные квартиры (48%), на втором месте, что самое парадоксальное, квартиры с тремя комнатами и более (26,5%).
Структура сделок по количеству комнат в Тюмени и Екатеринбурге
Данные: Brusnika
«Многие любят сравнивать Москву с "остальной" Россией, - резюмирует Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум». – Однако в реальности все "остальные" города тоже разные. Объединять их в единое целое и противопоставлять столице не совсем корректно. Как показало наше исследование, даже в крупнейших городах одного федерального округа конъюнктура рынка недвижимости может кардинально различаться. При сопоставимой средней стоимости квадратного метра (60 тыс. рублей в Тюмени, 65 тыс. рублей в Екатеринбурге), покупатели жилья – это совершенно разные люди, с разным уровнем дохода, разными запросами. Но в одном они похожи – в стремлении жить в качественных и комфортабельных домах».
Лучшие предложения месяца