27 февраля 2013
Январь не разочаровал

27.02.2013, Коммерсантъ. Дом

В отличие от предыдущих лет, январь 2013 года выдался для игроков рынка загородной недвижимости не таким уж плохим месяцем, как ожидалось. В частности, во многих сегментах рынка клиенты начали приезжать на показы уже 2 января, а в середине месяца оплачивали свою покупку. Правда, в сегменте дач и недорогих коттеджей спрос все же был низким, но уже к весне он должен существенно вырасти, ожидают эксперты.

Повышенная активность

Обычно в январе девелоперы и риэлторы загородных проектов вынуждены отдыхать от работы: холод, снег и длинные отпуска не вызывают у клиентов желания прокатиться по 10-15 проектам в поисках дома своей мечты. "В отличие от городского жилья, где показы могут проходить ежедневно вне зависимости от ситуации за окном, на загородном рынке фактор погоды, да и времени года в целом, гораздо существеннее и январь является месяцем традиционного затишья. В загородном доме покупателю важно оценить не только дом, но и участок, а так как зимой он скрыт снегом, покупку обычно откладывают на весну",— поясняет советник президента ФСК "Лидер" Григорий Алтухов.

"Зимой рынок загородной недвижимости традиционно переживает снижение покупательской активности, особенно по отношению к объектам экономкласса. Дачи и недорогие коттеджи люди покупают, чтобы проводить там лето, и начинают интересоваться ими уже ближе к началу сезона — весной. На высоколиквидные объекты снижение спроса в холодное время года не так значительно, ведь здесь потенциальный покупатель рассчитывает приобрести комфортный дом для постоянного проживания. Кроме того, под снегом труднее рассмотреть качественные характеристики земельного участка, оценить его состояние, рельеф и особенности",— соглашается с ним директор департамента аналитики и консалтинга "Метриум Групп" Анна Соколова.

Впрочем, как отмечают многие опрошенные эксперты, в 2013 году январь приятно удивил игроков рынка. "Текущий январь уж точно не разочаровал. Конечно, наблюдался традиционный спад покупательской активности, связанный с долгими праздниками. Но можно сказать, что спрос был выше спроса аналогичного периода прошлого года примерно на 10-15%",— говорит гендиректор "МИЭЛЬ—Загородная недвижимость" Владимир Яхонтов и поясняет, что спрос в январе напрямую коррелирует с выездами на отдых — вот уже много лет отмечается интересная закономерность: кто уехал, тот отдыхает все праздники, а кто остался — ищет, во что вложиться, и часто покупает недвижимость. "Мнение о том, что рынок загородной недвижимости часто впадает в спячку, уже устарело. Это было характерно для того времени, когда недвижимость приобреталась в качестве предмета роскоши, сезонного жилья, а не как предмет первой необходимости. Таким образом, поскольку несколько лет назад в сегменте загородной недвижимости случилось переориентирование спроса, он претерпел изменения и стал больше походить на покупательский спрос на традиционном рынке квартир",— приводит свои доводы руководитель офиса "Сретенское" "Инком-Недвижимости" Антон Архипов. Как рассказывает коммерческий директор Villagio Estate Павел Трейвас, на рынке элитной загородной недвижимости, который, как известно, не отличается динамикой, в январе произошло оживление, несвойственное такому периоду. "Наши клиенты приезжали на просмотры объектов уже 2 января, в течение новогодних каникул в день проходило несколько показов, и в январе количество звонков, просмотров и покупок по сравнению с декабрем осталось на том же уровне",— рассказывает эксперт. "С середины января наблюдается повышенная активность со стороны покупателей, соизмеримая с хорошей летней активностью,— продолжает Антон Архипов.— Такой интерес уже в январе объясняется тем, что в сентябре—декабре 2012 года наблюдался некий спад на загородном рынке, связанный с неуверенностью покупателей, ожиданиями второй волны кризиса или даже конца света. Однако ожидания потребителей не оправдались, и они активно занялись поиском интересующих объектов. Люди понимают, что чем своевременнее начать искать, тем более широкий выбор можно получить. Могу сказать точно, что тот, кто до конца января успел совершить сделки, не прогадал, так как в феврале произошло очередное повышение цен, а тот, кто приобрел недвижимость до этого времени, получил больший выбор, меньшие цены и возможность воспользоваться различными новогодними скидками и предложениями".

Ждем весны

Безусловно, всплеск интереса к загородной недвижимости в январе вселяет определенный оптимизм в участников рынка, которые уже с нетерпением ждут весны — начала высокого сезона на рынке. "Сезонная активность постепенно нарастает, но всплеска на рынке мы не прогнозируем. Несомненно, сезонный спрос увеличится к середине весны, так как без снега можно максимально подробно рассмотреть объект продажи, изучить транспортную доступность, окружающую инфраструктуру",— говорит заместитель исполнительного директора агентства "Усадьба" Андрей Хазов.

"Мы ожидаем, что в марте спрос существенно увеличится и в апреле достигнет своих пиковых показателей",— соглашается гендиректор RDI Limitless Ирина Мошева. Однако, как предсказывает гендиректор "Вектор Инвестментс" Дмитрий Бадаев, в 2013 году, даже несмотря на ожидаемый рост спроса, будет его существенное расслоение: "На качественные проекты от надежных застройщиков спрос был и остается стабильно высоким, в то время как некачественное предложение остается невостребованным даже со скидками, которые по ряду предложений находились на уровне 50%".

Игорь Андреев

Официальный хештег — #metrium

Metrium в социальных сетях

обратная связь
Согласен на обработку персональных данных. Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-Ф3 «О персональных данных» от 27.07.2006 г.