Сми о нас

Елена Кудымова

Директор по связям с общественностью

+7 (499) 755-20-20 pr@metrium.ru

Воздушные пространства

Коммерсантъ. Дом

Бизнес-сегмент на загородном рынке оживился, а эконом- и комфорт-классы неожиданно подешевели, причем на фоне возросшего спроса. Элитные земельные участки упали в цене, а новые премиальные дома подолгу не могут уйти с рынка. Впрочем, для разогрева именно дорогостоящих сегментов придумали новый способ - полеты над Подмосковьем.

Акции и аттракционы

В марте на рынке загородной недвижимости Подмосковья стартовал "высокий сезон", говорят эксперты. В одних компаниях количество реальных сделок растет, в других остается на прежнем уровне, но прирост числа обращений отмечают все. Впрочем, это может быть как реально возросший интерес, который к тому же подогрет сезонным фактором и "батутными прыжками" курсов валют, так и любопытством инвесторов, которые просто сканируют рынок недвижимости во всех сегментах. Так, на всякий случай.

Возможно, именно в надежде этот самый случай организовать в некоторых проектах объявляют акции, которые принято называть "аттракционом невиданной щедрости". Так, по словам Алексея Коротких, коммерческого директора Villagio Estate, в поселке "Монтевиль" несколько участков площадью 15 соток с подрядом на строительство дома реализуются по максимально выгодной цене 29 млн рублей.

Однако спрос, который, по словам Ильи Менжунова, директора департамента загородной недвижимости "Метриум", вырос примерно в четыре раза по сравнению с февралем, игнорировать было бы неосмотрительно. Тем более что количество реальных сделок, по данным эксперта, растет даже в сегменте высокобюджетной недвижимости.

Схожую тенденцию отмечают в Vesco Group, причем, как утверждает Татьяна Алексеева, заместитель генерального директора компании, оживление в бизнес-сегменте длится уже несколько месяцев. "Это вселяет надежду на обновление застоявшегося сегмента предложения",- полагает эксперт.

Потери в апартаментах

Упомянутое оживление принесло с собой, как принято говорить в среде аналитиков рынка недвижимости, разнонаправленные ценовые тенденции. Другими словами, внутри обоих сегментов, как элитного, так и бизнес-классов, что-то подешевело, а что-то подорожало.

Например, в премиум-классе земельные участки за месяц существенно снизились в цене. Специалисты Welhome считают, что средняя стоимость сотки подешевела на 8,2%, а в Blackwood это снижение оценивают в 4%. Интересно, что в Blackwood такую сотку оценивают в $42 570, а вот в Welhome - в $56 000.

В Vesco Group считают, что элитная земля, напротив, даже слегка прибавила в стоимости - а именно 0,07%. Причем, по данным компании, за год элитная земля прибавила в цене ни много ни мало - 42,7%.

Из премиальных домовладений в марте на 3,2% подорожали только таунхаусы - по всей видимости, именно этот формат в условиях все более уплотняющейся застройки кажется покупателю адекватным и безопасным. Теперь квадратный метр такой недвижимости стоит 137,4 тыс. рублей, подсчитали аналитики Vesco Group. Коттеджи снизились в цене на 2,2% и теперь стоят в среднем 165,2 тыс. рублей за 1 кв. м, а больше всего - на 6,2% - подешевели элитные апартаменты, которые теперь оцениваются в 173,5 тыс. рублей за 1 кв. м. Кстати, в марте 2013 года они стоили 233,6 тыс. рублей за 1 кв. м, так что за год формат потерял более четверти от первоначальной цены.

В бизнес-классе все наоборот: таунхаусы в цене снизились - правда, всего на 1,8%, а вот коттеджи и апартаменты слегка подросли: первые на 0,1%, вторые на 2,7%. Кстати, в бизнес-сегменте, в отличие от премиума, весь год наблюдался рост и апартаменты, например, с прошлого марта прибавили в цене 14,9%.

"Татьянино" для "Онегино"

В марте на рынок вышло десять проектов экономкласса, и большинство из них по-прежнему представлены в формате "участки без подряда". Только в четырех поселках предусмотрено возведение жилых домов, причем три из них расположены на Калужском шоссе, а один - на Дмитровском.

В "Троицком парке", о строительстве которого на 17-м км Калужского шоссе объявили в "Инком-Недвижимости", покупателям будут предложены квадрохаусы, дуплексы и таунхаусы, а в "Экодолье Шолохово" в 15 км от МКАД по Дмитровке - таунхаусы и коттеджи.

Единственный проект бизнес-класса, стартовавший в первом весеннем месяце,- квартал таунхаусов "Татьянино" на 20-м км Новой Риги. Он расположен в уже существующем поселке премиум-класса "Онегино", и отделочные работы здесь надеются завершить уже к осени, причем в части секций будет выполнена отделка "под ключ".

Средство от пробок

За последние годы одной из основных болевых точек загородного рынка стала транспортная доступность. Решить эту проблему раз и навсегда взялись в компании "Аэросоюз", которая выступила с предложением строительства вертолетных центров "под ключ" в коттеджных поселках - правда, не за собственный счет, а за средства девелопера. Помимо других преимуществ специалисты считают, что это может подогреть спрос и даже немного поднимет цены на объекты премиального сегмента.

Стоимость здания вертолетного центра формата "мини", который, собственно, и рекомендуется для коттеджных поселков, плюс необходимое оборудование обойдутся девелоперу в 30 млн рублей. Кроме того, застройщикам необходимо будет официально регистрировать гелипорт в федеральном воздушном агентстве. Стоимость регистрации составляет от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

У этой идеи находятся как горячие поклонники, так и яростные противники. Первые говорят: вместо того чтобы простаивать половину выходных в пробках, куда как приятнее над ними гордо пролететь, особенно если речь идет о больших расстояниях. Кроме того, строительство вертолетных центров может стать стимулом для развития территории в целом. Так считают Андрей Соловьев из Knight Frank и Татьяна Тикова из группы ПСН.

Вторые напоминают о неизбежном повышении уровня шума, который к загородному образу жизни, тем более когда речь идет о состоятельных гражданах, не очень-то подходит. Такого мнения придерживаются Александр Копылов из Ernst & Young, Алексей Аверьянов из Vesco Group, Алексей Иванов из "Вектор инвестментс".

Ольга Гусева из "МИГ-Недвижимости" напоминает, что для вертолетного центра потребуется значительная площадь, которая могла бы использоваться, например, как зона ландшафта и прогулок. А Илья Менжунов напоминает о том, что этот вид транспорта не кажется дешевым даже очень обеспеченным людям, ведь один вертолетный час стоит 25 тыс. рублей.

Вертолет над усадьбой

Впрочем, независимо от этих точек зрения вертолетные площадки в подмосковных поселках уже есть - в Agalarov Estate, "Княжьем озере", Пирогово, вблизи Honka Club. "В "Большом Завидово" роль вертолетной площадки выполняет автомобильная парковка перед Клубным домом, куда мы принимаем в том числе и вертолеты",- рассказывает Дмитрий Окороков, президент "Завидово Девелопмент". Его компания ведет переговоры о строительстве сертифицированного аэродрома, где можно будет посадить не только вертолет, но и самолет малой авиации.

Строительство вертолетных центров даст возможность застройщикам освоить удаленные территории, уверен Михаил Подрабинек, руководитель Cottage.ru. Таким образом, на рынке может появиться новый формат - элитное жилье, расположенное дальше 30 км от МКАД. "Возможно, нас также ждет возрождение такого формата, как усадьбы и поместья",- надеется эксперт.

Андрей Соловьев напоминает о том, что в последнее время весьма динамично развивается сегмент высокобюджетных "дальних дач" и загородных курортов. "Подтверждением интереса девелоперов к подобным проектам стала новость о том, что компания "Сапсан" намерена развивать клубный поселок "Завидный" класса de luxe в 103 км от Москвы",- добавляет эксперт. Так что вертолетное сообщение может стать альтернативой традиционным способам путешествия.

Расположение вертолетных центров будет затруднительным, ведь есть нормы, которые не позволяют размещать такие объекты ближе чем 250 м от жилых домов, предупреждает генеральный директор компании "НДВ-Недвижимость" Александр Хрусталев.

Одним словом, идеальное место - это чистое поле, и хорошо бы объединить девелоперов, сделав полеты доступными для жителей сразу нескольких поселков, для которых Москва сразу же станет куда ближе, чем сейчас. Вернее, не столько Москва, сколько МКАД, рядом с которой расположены существующие гелипорты. Заодно и въезд в Москву по бутылочным горлышкам для тех, у кого нет вертолета, немного разгрузится.

Марта Савенко

Мы используем cookie и собираем метаданные для удобства работы с сайтом. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку указанных данных.