04 июля 2016
Попросили на выход
Компания

Что изменит на рынке реформа строительных СРО

Строительную отрасль России в будущем году ждут серьезные перемены. По занавес работы шестая Государственная дума одобрила комплекс поправок, существенно меняющих правила игры на рынке. Наиболее бурно обсуждаются поправки к ФЗ №214, регламентирующему долевое строительство, - застройщиков обяжут создать за счет собственных средств государственный компенсационный фонд жилищного строительства.

Последний должен стать дополнительной гарантией для дольщиков и в случае необходимости компенсировать им убытки. Куда меньше внимания обращают на поправки к законодательству о саморегулируемых организациях (СРО) в строительстве, однако эту сферу ждет не менее глобальная трансформация.

Участники рынка ожидают роста финансовой нагрузки, недовольны ужесточением правил вступления в СРО (в них нужно вступать по месту регистрации компании) и предвидят монополизацию рынка крупными игроками. Стороны, поддерживающие поправки (они активно продвигались Минстроем и правительством и получили поддержку президента РФ Владимира Путина), настаивают: реформа наведет на рынке порядок, уберет недобросовестные СРО, а малому и среднему бизнесу работать станет легче. Например, при работах на сумму менее 3 млн руб. или, если компания не претендует на роль генподрядчика, в СРО вообще вступать не потребуется.

Коммерции - бой Проект поправок в Градостроительный кодекс подготовило Министерство строительства и ЖКХ под руководством Михаила Меня, в ноябре они оказались в Государственной думе и уже в январе прошли первое чтение. Обсуждение поправок происходило быстро - окончательное одобрение они получили уже 24 июня 2016 г. и были переданы на рассмотрение в Совет Федерации.

Обсуждение сопровождалось довольно жесткой критикой, например, негативную оценку проект получил в "Опоре России", Торговопромышленной палате и Общественной палате РФ. Как заявил первый вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Анвар Шамузафаров, реформы в СРО могут привести к разорению малых и средних застройщиков и массовой безработице в отрасли. А привязку застройщиков исключительно к региональным организациям в СРО "Союз "Проектные организации Урала" и вовсе назвали новым крепостным правом.

Впрочем, несмотря на критику поправок в законодательство о СРО, эксперты и участники рынка соглашаются, что в работе СРО действительно было немало недочетов, а сама система нуждается в реформировании. Больше всего возмущения вызывали так называемые коммерческие СРО, развернувшие торговлю членством и теми самыми допусками к строительным работам. Сами допуски пришли в отрасль на смену лицензиям, систему выдачи которых критиковали за коррупцию, и должны были сделать рынок более прозрачным, однако получилось иначе.

"Коммерческие СРО по форме хоть и являются саморегулируемыми, но по факту никакой контролирующей функции не выполняют.

Они просто продают за деньги любому желающему допуски и разрешения на производство строительных работ", - говорит председатель Третейского суда строительных организаций Юлия Вербицкая.

"Особенно это актуально для регионов, где многие СРО фактически организовали торговлю допусками на некоторые виды строительных работ", - согласна управляющий партнер "Метриум групп" Мария Литинецкая.

Деньги при этом берут не только за допуски, за определенную сумму коммерческие СРО организуют фиктивные проверки своих членов, формируют на бумаге штаты компаний и т.д. Например, от 45 000 до 65 000 руб. обойдется обязательная ежегодная проверка в подобной СРО организации-участника - ее проведут по Skype, и организация ее, естественно, пройдет. Нужных специалистов для получения допуска к строительным работам такие СРО подберут, предоставив копии дипломов.

"Как можно по Skype увидеть, к примеру, в каком состоянии находится экскаватор?" - недоумевает директор ассоциации "СРО "Строительный комплекс Вологодчины"

Анна Леонова. В ее СРО участники проходят проверки, естественно, бесплатно, не предполагает СРО и других коммерческих услуг.

"Мы открыто предупреждаем всех, что не будем делать (за деньги. - Прим. "Ко") удостоверения о повышении квалификации и ксерокопировать дипломы, но готовы всесторонне консультировать и помогать своим участникам", - говорит Анна Леонова.

Жесткий подход дает о себе знать: из более чем 1000 строительных организаций в Вологодской области почти 800 стали членами СРО других регионов, в основном Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края.

Это, предполагает Анна Леонова, не всегда говорит в их пользу и вызывает сомнение, в том числе, и в качестве оказываемых строительных услуг, которое СРО из других регионов попросту не имеют физической возможности контролировать.

"Мы приходим на объекты в Череповце и контролируем работы, потому что мы рядом. Но из Москвы на первую очередь дома в Череповец никто не поедет", - объясняет Анна Леонова.

Она надеется, что с новыми поправками к законодательству о СРО коммерческая практика в саморегулировании уйдет в прошлое.

"Нужно было изначально партнерство формировать по региональному принципу. Я думаю, что тогда процесс коммерциализации СРО не стоял бы так остро", - считает Анна Леонова.

Отправили по домам Именно региональный принцип формирования СРО вызвал шквал критики в адрес законодательных инициатив Минстроя, и эксперты увидели в этом, помимо прочего, попытку перекроить рынок через запрет на работу вне домашнего региона.

"Региональные застройщики не смогут обращаться, к примеру, в столичные СРО, они будут обязаны быть членами СРО региона, в котором зарегистрирована их фирма. Строительные компании в регионах будут привязаны к местным СРО, а СРО прикреплены к местным строителям. В итоге, чтобы быть (или остаться) членом СРО других регионов, застройщики будут вынуждены регистрировать новые юрлица в данных регионах", - говорит Мария Литинецкая.

Как поясняют в ассоциации "Национальное объединение строителей", такого ограничения поправки в законодательство не предусматривают, работать в других регионах застройщикам поправки не запрещают.

Другое дело, что конкуренции рынку новые нормы точно не добавят. Например, в регионе может не оказаться достаточного количества строительных компаний для нескольких СРО (каждая требует минимум 100 членов), все будут вынуждены работать в рамках одной структуры или уйти с рынка.

"Регионы могут почувствовать в полной мере монополизацию стройрынка и увеличение коррупции. Для улучшения экономической ситуации в стране нужно увеличивать количество малых и средних компаний, это относится и к сфере строительства. Пока мы видим обратное - укрупнение бизнеса в самых разных сферах, причем всегда под благовидными предлогами", - говорит руководитель проектов Института промышленного и гражданского проектирования "2К" Святослав Славин.

"Возможность работы СРО только в одном регионе приведет к монополизации строительного рынка и росту коррупции на местах", - соглашается Мария Литинецкая. В том числе - и вследствие исключения компании из СРО, а в СРО другого региона ее попросту не примут.

Кстати, исчерпывающего перечня причин, по которым индивидуальное членство в СРО может быть прекращено, в поправках так и не появилось, хотя та же "Опора России" на этом настаивала.

"Возможно, строительные организации столкнутся с необходимостью быть участниками ограниченного количества СРО в своих регионах. Также возможно, что это повлечет дополнительные сложности и дополнительные требования", - уточняет Юлия Вербицкая.

Дело на миллиарды В результате реформы под жесткий контроль предполагается взять финансы СРО, и это, пожалуй, один из самых интересных моментов. Прежде всего речь идет о компенсационных фондах, которые формируются из взносов вступающих в СРО компаний. Таких фондов теперь будет два - помимо компенсационного фонда возмещения вреда, который существовал всегда и формировался из взносов организаций, появится фонд обеспечения договорных обязательств (ФОДО). Последний будут формировать СРО, участники которых намерены работать по госконтрактам. Присматривать было за чем и до создания второго денежного фонда.

Компенсационные фонды СРО в строительстве, подсчитали эксперты и участники рынка, достигли сегодня около 97 млрд руб. (минимальный взнос с организации - 300 000 руб.).

Ежегодно в виде только ежемесячных взносов в СРО собирается минимум около 7,5 млрд руб.

Проверить СРО на предмет сохранности средств, которые они собирают, поручил по итогам Госсовета в минувшем мае Владимир Путин. Однако уже тогда было понятно, что значительная часть денег потеряна в результате банковского кризиса - многие СРО хранили средства в банках, которые лишились лицензии. На рынке говорят о потерях в 25 млрд руб., а наиболее крупной потерей стали фонды, размещенные в Мастер-банке, где, как оказалось, хранили средства более 10 СРО.

Теперь на финансы обоих фондов СРО будут претендовать только рекомендованные правительством банки. С учетом того, что их может быть всего два (об этом обмолвился глава Минстроя Михаил Мень), это обернется мощным притоком средств на счета выбранных кредитных учреждений, и о таком подарке любой банк в текущей ситуации может только мечтать. Тем более что миллиардные фонды задержатся в них, скорее всего, надолго. Как показывает практика, средства компенсационных фондов расходуются вяло, и вряд ли в ближайшее время это изменится, полагают участники рынка. Конкретные механизм расходования фондов СРО поправками не прописываются, скорее всего, дела будут решаться в суде, где сегодня СРО крайне неохотно расстаются со средствами компенсационных фондов и стараются избежать такого развития событий всеми способами, говорит источник "Ко", пожелавший сохранить инкогнито.

При этом создание второго компенсационного фонда при СРО, полагают эксперты, увеличит нагрузку на участников рынка, несмотря на то, что минимальные взносы в оба фонда были снижены в ходе обсуждения поправок с расчетом на помощь малому и среднему бизнесу.

"Создание фонда обеспечения договорных обязательств приведет к дополнительным расходам членов СРО, в особенности это усилит финансовую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства. Нагрузка на СРО также увеличится, при этом механизмы регулирования и контроля этих изменений не проработаны в достаточной мере", - полагает юрисконсульт компании "Интерцессия" Кирилл Геращенко.

Рынок для своих? В реформе в целом много неясного, и речь идет не только о том, какие именно банки получат лакомый кусок денежного пирога.

Поправки, к примеру, могут оказаться выгодными крупным девелоперам.

"Мы за то, чтобы девелопер был уверен в подрядчике и имел бы представление, какая у той или иной компании репутация. Для нас, как для девелопера, ужесточение условий работы на рынке - это хорошо", - говорит директор по информационной политике ГК "Мортон" Игорь Ладычук.

Поддерживают поправки и в ГК "МИЦ".

"Дополнительный контроль - это хорошо, и СРО вполне может быть этим инструментом, хотя пока вся деятельность данных организаций сводится к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду работ. Минстрой поддерживает сохранение СРО в области строительства, но предлагает внести серьезные изменения в их систему и функционал. Реформы уже начались", - говорит директор по связям с общественностью ГК "МИЦ" Ольга Новицкая.

Мелким и средним компаниям реформа СРО, скорее, всего придется не по вкусу, "Поправки укладываются в общую канву происходящего на рынке, это укрупнение бизнеса, в том числе за счет общеэкономической ситуации. Наибольшее влияние поправки окажут на мелкие компании, с точки зрения крупных компаний влияние не так очевидно", - говорит Игорь Ладычук, признавая, что в целом реформа СРО все же необходима.

Есть и другое возможное последствие: новые правила работы системы могут серьезно повлиять на рынок государственных контрактов в строительстве. Последний, по оценкам общероссийского портала "Поиск строек", составляет более 5 трлн руб. - такую сумму средств по ФЗ №44 и ФЗ №223 осваивают генподрядные организации по всей стране. В тендерных процедурах, скорее всего, не смогут участвовать мелкие и средние компании, у которых попросту не хватит средств для формирования дополнительных фондов СРО.

Не исключено, что поправки в законы о СРО позволят отсекать нежелательных участников тендерных процедур по распределению государственных контрактов в строительстве. Например, говорит источник "Ко", вслед за поправками, требующими от организаций вступать в СРО по месту регистрации, в тендерной документации также может появиться условие прописки участника тендера в регионе исполнения контракта.

"Опасность возникновения ситуации, когда недобросовестные СРО в связке с определенными коммерческими структурами и должностными лицами смогут влиять на результаты государственных закупок, представляется весьма реалистичной, особенно на региональном рынке", - предполагает адвокат коллегии адвокатов "Барщевский и партнеры" Михаил Игнатьев.

Это позволит серьезно изменить состав участников тендеров: сегодня их победителями в регионах зачастую оказываются компании из других субъектов Федерации, в том числе из столичного региона, что не всегда приветствуется на местах. Например, тендер на строительство пермского аэропорта Большое Савино выиграла компания из Екатеринбурга (стоимость контракта - более 4,7 млрд руб.), при этом конкуренцию ей составляли компании из Москвы, Санкт-Петербурга и Перми. Заказ на проектирование стадиона в Екатеринбурге получило столичное ФГУП "Спорт-инжиниринг" (цена контракта - почти 900 млн руб.) и т.д. Сторонники поправок в законодательство о СРО настаивают: нововведения облегчат работу мелким и средним игрокам строительного рынка. Например, участие в СРО становится обязательным исключительно для генподрядчика, а организации, работающие по договорам с последним, от этого освобождаются. Им также не потребуется платить за допуски к строительным работам и т.д.

Однако участники отрасли признают, что основной объем строительных заказов формирует именно рынок госзаказа, а значит, если компания претендует на участие в нем, в СРО вступить придется, переведя дополнительные отчисления в ФОДО. Или же работать только на субподряде.

Именно поэтому отмена строительных допусков не всеми оценивается положительно.

"Сейчас система СРО не работает, непонятно, какая ответственность: все документы можно сделать липовыми, людям в штате можно сделать искусственное повышение квалификации. Но теперь мы совсем убираем систему проверки субподрячиков, - говорит директор отдела управления строительством компании CBRE Михаил Каплун. - Получается, можно будет оформить генподряд и брать на субподряд компании, которые вообще никак не будут проверяться".

Также от вступления в СРО освобождены компании, претендующие на выполнение работы, в том числе и по госконтрактам в пределах 3 млн руб. Для строительной отрасли, где расчетной единицей в сметах в большинстве случаев являются сотни тысяч рублей, это крайне незначительная цифра. Например, начальная цена тендера на капитальный ремонт средней школы г. Приозерска составила более 73 млн руб., реконструкция гимнастической школы в Орле - более 35 млн руб. и т.д. К тому же, зачастую контракты предусматривают выполнение всех работ исключительно генподрядчиком, исключая возможность субподряда. А значит, велик риск монополизации гостендеров в строительстве крупными региональными или же имеющими региональную прописку строительными компаниями.

Что меняет реформа СРО

СРО будут формироваться по региональному принципу - Появится фонд обеспечения договорных обязательств - Членство в СРО станет обязательным только для генподрядчиков - Для выполнения контрактов до 3 млн руб. членство в СРО не требуется - Допуски на виды работ заменят фактическим членством строительных компаний в СРО

Автор: Ольга Блинова

 

Официальный хештег — #metrium

Metrium в социальных сетях

обратная связь
Согласен на обработку персональных данных. Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-Ф3 «О персональных данных» от 27.07.2006 г.